СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

  • UMINOVA Natalya V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SUROVTSEVA Kristina A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: методика преподавания литературы, проектная деятельность, поэтика абсурда, современная детская литература, смехотерапия.

Аннотация

Проблема и цель. В статье обоснован психолого-педагогический потенциал современной детской литературы, имеющей абсурдистскую и юмористическую направленность, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в педагогических кругах о воспитательных и социализирующих функциях абсурдистской детской литературы. Цель статьи – определить содержательные и методические подходы к изучению современной литературы, обращенной к читателю-ребенку и опирающейся на традиции абсурда (на примере произведений К. Драгунской,         Г. Остера, А. Гиваргизова).

Методологию статьи составляют анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной вопросам детского чтения, а также описание экспериментальной работы, включающей констатирующий эксперимент (опрос) и поисковый эксперимент (проектная деятельность по организации внеклассного чтения обучающихся 5-х классов).

Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана методическая модель, ориентированная на включение произведений абсурдистского характера в круг детского чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, связанное с понятием «смехотерапия», и обозначены их центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных абсурдистских детских произведений может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных психологических и социализирующих задач.

Литература

1. Анохина Н.Е. Урок-знакомство: Артур Гиваргизов. Изучение современной детской литературы в 5 классе // Филологический класс. 2016. № 3 (45). С. 54–57.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 1997. 448 с.
3. Бобина Т.О. Современная литература для детей: темы и жанры: учеб. пособие для студ., обучающ. по спец. 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. Т.О. Бобина. Челябинск, 2013. 191 с.
4. Гиваргизов А. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия: пьесы: для сред. шк. возраста [ил. А. Войцеховского]. М.: Самокат, 2009. 80 с.
5. Гутрина Л.Д. «Все наоборот» в поэтическом мире Артура Гиваргизова (по книге «Драконы и милиционеры») // Детская литература сегодня: сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С. 125–129.
6. Драгунская К.В. Целоваться запрещено! / худож. М. Федоровская. М.: Астрель: АСТ, 2008. 350 с.
7. Кочергина А.А. Приемы построения абсурдного текста у Артура Гиваргизова // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород. 2016. № 3–4. С. 39–44.
8. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: метод. рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.
9. Кутейникова Н.Е. О списках литературы для самостоятельного чтения школьников // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. 2016. № 8. С. 67–71.
10. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
11. Макрушина С.А. Пьеса Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» (XI класс) // Литература в школе. 2014. № 4. С. 31–33.
12. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2005 (ОАО Иван. обл. тип.). 222 с.
13. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 174 с.
14. Оводенко Ю.В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской (XI класс) // Литература в школе. 2016. № 2. С. 27–30.
15. Остер Г.Б. Вредные советы и другие истории. М.: Астрель: АСТ, 2008. 462 с.
16. Пеннак Д. Как роман: эссе / пер. с франц. Н. Шаховской. М.: Самокат, 2005. 196 с.
17. Программа по литературе для образовательных учреждений (5–11 классы) / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Кисилев, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. М.: Дрофа, 2010. 80 с.
18. Суровцева К.А. Приемы и функции абсурда в пьесах Артура Гиваргизова // Актуальные проблемы современной гуманитористики: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. Красноярск, 25 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.В. Ковтун. Красноярск, 2018. С. 32–35.
19. Уминова Н.В. «Школьная тема в современной литературе» в рамках предпрофильной подготовки учащихся» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 39–43.
20. Хомич Э.П. Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2016. № 7. С. 17–19.
21. Черняк М.А. «Детский угол»: тенденции современной прозы для детей и подростков // Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 232 с.
22. Черняк М.А. Петербургский акцент в литературе абсурда XX века // Библиотечное дело. 2014. № 24 (234). С. 2–7.
23. Эверс Х.Х. Введение в детскую и юношескую литературу // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.
24. Notable Books for a Global Society [Электронный ресурс]. URL.: http://clrsig.org/index.php.
25. Plekhanova I. Naive and game of primitivism as the strategy of overcoming the relativism of post-modern // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. № 11 (3). P. 396–413.
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
V., U., & A., S. (2019). СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 52-59. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-120