ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются проблемы готовности педагогов к использованию воспитательного потенциала художественно-культурной среды. Авторы подчеркивают противоречие между необходимостью диагностики отношения педагогов к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач воспитания и отсутствием необходимых методик. Проблема формирования позитивного отношения будущих педагогов к социально-педагогическим возможностям художественно-культурной среды региона в процессе их подготовки должна решаться еще в стенах вуза через потенциал учебной и внеучебной деятельности. Цель статьи – определить ценностные ориентации педагогов в сфере художественной культуры и творчества, степень понимания ими социально-педагогических возможностей художест-венно-культурной среды и роли педагога в приобщении ребенка к художественно-культурным традициям региона и ценностям культуры; показать некоторые пути формирования позитивного отношения к художественно-культурной среде как ресурсу решения задач воспитания в условиях педагогического вуза.
Методологию исследования составляют системный, герменевтический и междисциплинарный подходы к изучению среды и ее социально-педагогического потенциала, а также к анализу социально-педагогических явлений.
Методами исследования являются анализ литературы, анкетирование, контент-анализ, анализ опыта работы кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) по формированию позитивного отношения студентов к художественно-культурной среде.
Результаты. Предложены методики для определения отношения педагогов к художественно-культурной среде региона как ресурсу решения задач воспитания в рамках ее социально-педагогической диагностики. Проведено исследование отношений педагогов к художественно-культурной среде. Представлен опыт формирования у студентов педагогического вуза установок на взаимодействие с художественно-культурной средой региона в рамках решения задач воспитания.
Заключение. Изучение отношения педагогов к художественно-культурной среде и ее возможностям поможет в определении проблем, требующих внимания в процессе подготовки студентов педагогического вуза к решению задач воспитания с учетом потенциала среды. Предложенные методики для диагностики отношения педагогов к художественно-культурной среде апробированы и могут быть полезны преподавателям высшей школы, работникам культуры и образования в работе по формированию профессиональных компетенций.
Литература
2. Барабанова М.С. Изучение фестивального движения в регионе и его социально-педагогических возможностей // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: матер. открытой регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (Воронеж, 17 апреля 2019 г.) / под ред. М.В. Шакуровой. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. С. 27–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38571009
3. Белозерцев Е.П. Вуз между историей и культурой // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педагогическую антропологию Е.П. Белозерцева: монография / под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Репринцева. М.: АИРО-XXI, 2015. С. 261–282. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuz-mezhdu-istoriey-i-kulturoy/viewer
4. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. Воронеж: Типография им. И.А. Болховитинова, 2016. 248 с. URL: http://www.ortsci.ru/files/trudy/monografiya_belozercev.pdf
5. Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42. URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/257
6. Заграевский С.В. Культурно-историческая среда российских городов. Способы ее сохранения // Территория и планирование. 2011. № 2 (32). С. 4–13.
7. Комарова Г.Н. Художественно-эстетическое пространство как условие успешной инкультурации личности в учреждениях дополнительного образования и досуга // Проблемы и тенденции развития современной социокультурной деятельности: сб. науч. матер. /
науч. ред. Р.З. Богоудинова, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова; сост. Р.И. Турханова, Р.Ш. Ахмадиева. Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. С. 76–87.
8. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. 2006. № 11–12. С. 37–42.
9. Кравченко В.В. Симфония человеческой культуры. М.: Аграф, 2017. 384 с.
10. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002. 157 с.
11. Матвеева Н.В. К вопросу о сущности и структуре понятия «общекультурная компетентность студента педвуза» // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. и науки РФ, Мин. обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 107–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257172
12. Неценко О.В., Реушенко А.А. Направления социально-педагогической диагностики художественно-культурной среды региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 166–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36745376
13. Неценко О.В. Особенности подготовки социальных педагогов в Воронежском государственном педагогическом университете с учетом возможностей социокультурной среды региона // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. и науки РФ, Мин. обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 122–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257177
14. Новикова Л.И. Воспитание – воспитательные системы – воспитательное пространство // Среда – воспитательное пространство – управление в педагогике: межрег. сб. науч. ст. / отв. ред. Ю.С. Мануйлов. Костанай: ГорУО, 1997. С. 4–8.
15. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М.: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.
16. Шакурова М.В., Неценко О.В. Поликультурное образование будущих педагогов // Общее и особенное в культурах и традициях народов: матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28–29 сентября 2017 г.). М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ун-та, 2017. С. 377–382.
17. Шакурова М.В., Неценко О.В. Среда как объект изучения и средство профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2016. № 1. С. 54–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26539167
18. Щуркова Н.Е. Конкурентоспособность, или «Педагогика высокого полета»? // Народное образование. 2019. № 5. С. 131–140. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2019-5/konkurentosposobnost-ili-pedagogika-visokogo-polyota
19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр.
и доп. М.: Смысл, 2001. 368 с. URL: http://parho-menko.pro/d/_yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf
20. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V. L.I. Novikova`s research school: ideas and prospects for development // Rusian Education and Society. 2016. Vol. 58, № 1. P. 1–11. DOI: 10.1080/10609393.2016.1205917