ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВЫ ИХ ЗДОРОВЬЯ

  • MARTIROSOVA Tatyana A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • POBORONCHUK Tatyana N. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск)
  • ТRIFONENKOVA Tatyana A. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск)
  • RADCHENKO Dmitry G. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск)
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, компетентностный подход, двигательные компетенции.

Аннотация

Проблема и цель. Глубина информационного поиска составила 15 лет (2003–2018). В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3 ++ универсальная компетенция (УК-7) обязывает вуз формировать способность бакалавра поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. На основе компетентностного подхода выявлена ключевая двигательная компетенция как результат физического воспитания студентов, определена ее роль в сохранении здоровья обучающихся. Выявлены организационно-педагогические условия формирования ключевой двигательной компетенции в профессе физического воспитания в вузе как основы здорового образа жизни обучающихся. Цель статьи – исследование и внедрение организационно-педагогических условий формирования двигательной компетенции в процессе физического воспитания в вузе как основы здоровья студентов. Формирование двигательной компетенции в процессе физического воспитания в вузе осуществляли в 4 этапа. Формирование ключевой двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе как основы здоровья обучающихся происходит при умеренных физических нагрузках, при которых риск для организма минимален.

Литература

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск: Поликом, 2007. 192 с.
2. Борисов А.Б. Формирование профессио-нально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2012. 296 с. OD 61 12-13/444
3. Виленский М.Я., Черняев В.В. Гуманитарные ориентиры физической культуры в подготовке специалистов // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3. С. 14–18. ID: 37126800
4. Виленский М.Я., Черняев В.В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: монография. М.: Прометей, 2004. 223 с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27–32. ID: 40374459
6. Григорьев В.И., Пискун О.Е., Погодин С.Н. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе. Теория и практика физической культуры. 2016. № 7. С. 12–14. eLIBRARY ID: 26136065
7. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки вопросы теории // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13–15.
8. Карвонен М.Дж., Кентала Е., Мустала О. Влияние тренировок на частоту сердечных сокращений; продольное исследование. Ann. Med. Exp. Bil. Fenn. 1957. № 35. С. 307–315.
9. Колесникова Ю.Н Индивидуально-диффе-ренцированный подход к воспитанию двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера // Евразийский союз ученых. 2007. № 8. С. 181–185. ID: 9906088
10. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 годы». URL: https://bcro.edusite.ru/DswMedia/koncep-ciyapofizkul-ture.pdf
11. Кряжев В.Д. Проблемы развития, восстановления и сохранения двигательных возможностей человека: сб. науч. тр. М.: Изд-во Федер. науч. центра физич. культ. и спорта, 2002. С. 186–190. ID: 34911138
12. Кулько Е.И. Здоровье людей – инвестиция в будущее. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры социальных технологий Восточносибирского государственного университета технологий и управления (6–7 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. С. 167–168. ID: 36988727
13. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы // Теория и практика физ. культуры 2014. № 1. С. 39–41. eLIBRARY ID: 21010689
14. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 58–68.
15. Магомадов Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2013. 296 с. FB 9 13-3/1700
16. Мартиросова Т.А. Программа развития профессионально важных качеств бакалавров лесохозяйственных специальностей в вузе // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. № 4. С. 105–111. eLIBRARY ID: 21142393
17. Мартиросова Т.А., Бызов А.П. Процесс формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов // Омский научный вестник. 2012. № 2. С. 189–193. eLIBRARY ID: 17873434
18. Мартиросова Т.А. Теоретические аспекты формирования профессионально-прик-ладной физической культуры бакалавров в высших профессиональных учреждениях. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Развитие и перспективы: матер.I Междунар. науч.-практ. конф., 21–22 марта, 2019. Донецк: Министерство молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики, 2019. С. 207–215.
19. Мартиросова Т.А., Грахольская С.А. Физкуль-турно-оздоровительная деятельность для социализации студенческой молодежи в современном обществе // Наука, технологии, прогресс: междунар. online-конф. (01.10.2017–31.10.2017). Изд-во: МЦНИП, 2017. 7 с. eLIBRARY ID: 32861623
20. Мартиросова Т.А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2016. 434 с.
21. Мартиросова Т.А., Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А., Мансурова Н.И. Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся технического вуза на основе акмеологического подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9 (65). С. 79. URL: www.dom-hors.ru, https://doi.org/10.24158/spp.2019.9.13
22. Московченко О.Н. Здоровый образ жизни: взгляд студентов красноярских вузов // Здоровый образ жизни выбор молодых! Матер. открытой Сибирской студ. науч.-практ. конф. (15 апреля 2011 г.). Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. С. 14–20.
23. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 42–52; № 10. С. 56–63.
24. Суворов В.О., Емченко Д.С., Кайсин А.С. Индивидуализация физической нагрузки по параметрам деятельности сердечно-сосудистой системы на занятиях по физической подготовке с курсантами инженерных вузов: матер. XII Междунар. науч.-практ. конф. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: РИК УГАТУ, 2018. С. 513-515.
25. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: СО РАМН, 2003. 164 с.
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
A., M., N., P., A.Т., & G., R. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВЫ ИХ ЗДОРОВЬЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 115-126. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-168