ИГРА В ЛАПТУ КАК СПОРТИВНО-ВИДОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Аннотация
Проблема и цель. Образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» в вузах России непрерывно совершенствуется и развивается, так как требования, предъявляемые к подготовке специалистов, также постоянно растут и расширяются. Для реализации этой дисциплины используются различные подходы. Одним из них является спортивно-видовой подход к физическому воспитанию студентов, описанный в диссертационном исследовании на соискание степени кандидата педагогических наук С.А. Дорошенко1. Подход основан на выборе и определении самим студентом вида спорта, на котором будут базироваться его дальнейшие занятия по данной дисциплине. Перечень спортивных дисциплин определяется образовательной организацией, которая, в свою очередь, формирует данный перечень, основываясь преимущественно на спортивной инфраструктуре вуза. В связи с чем список спортивных специализаций и, как следствие, выбор студентов, ограничивается наличием в университете того или иного объекта спорта. В исследовании мы рассматриваем лапту как возможный вид спорта для организации специализации по физической культуре на основе спортивно-видового подхода.
Целью исследования является обоснование выбора вида спорта «лапта» в качестве специализации для занятий студентов по дисциплине «Физическая культура».
Методологию исследования составляют анализ нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, научной и методической литературы по выбранному направлению, а также обобщение опыта преподавания дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов.
Результаты. В статье рассматривается лапта в качестве одной из специализаций при спортивно-видовом подходе организации занятий по дисциплине физическая культура в вузе. Определены преимущества и недостатки данной спортивно-видовой специализации, а также описаны планы по проведению дальнейшего педагогического эксперимента в рамках продолжения исследования.
Заключение. При спортивно-видовом подходе в организации занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами лапту можно рассматривать как один из наиболее доступных игровых видов спорта при данной модели организации занятий.
Лапта имеет невысокий порог вхождения по техническим и физическим требованиям, предъявляемым к занимающимся. Также правилами вида спорта предусматривается проведение занятий и соревнований как на спортивном поле (улице), так и в универсальном спортивном зале. Данные условия обеспечивают максимальную доступность лапты в качестве спортивно-видовой специализации для студентов и образовательной организации.
Литература
2. Авсарагов Г.Р., Федякин А.А. Физическое воспитание студентов в различные периоды учебного процесса. Проблемы и пути решения. Saarbucken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publisher, 2012. 163 c.
3. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2006. 112 с. URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003050580 (дата обращения: 19.11.2019).
4. Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. М.: Физкультура и спорт, 1961. 40 с. URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/3291400russkaa-udalaa (дата обращения: 19.11.2019).
5. Валиахметов Р.М. Играйте в русскую лапту: практ. материалы для преподавателей физ. культуры по обучению детей 4–5 классов народной игре лапта. Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2003. 36 с. URL: https://rep. polessu.by/bitstream/123456789/1602/1/4.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
6. Германов Г.Н. Русская народная спортивная игра лапта. Технологии организации физкультурно-спортивных занятий в школе: монография. Saarbrucken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co& KG., 2012. 305 c. URL: https://famousscientists.ru/12009 (дата обращения: 19.11.2019).
7. Григорьев В.И. Пути преодоления кризиса физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2. С. 54–61. URL: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=35583544 (дата обращения: 19.11.2019).
8. Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов в вузов: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 461 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000339528 (дата обращения: 19.11.2019).
9. Губа В.П., Губернаторов А.А. Эффективность применения средств атлетической гимнастики при развитии отдельных физических качеств у студентов высших учебных
заведений гуманитарного профиля // Ученые записи университета Лесгафта. 2008. № 9. С. 27–29. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/effektivnost-primeneniya-sredstvatleticheskoy-gimnastiki-pri-razvitii-otdelnyhfizicheskih-kachestv-u-studentov-vysshihuchebnyh (дата обращения: 19.11.2019).
10. Губернаторов А.А. Методика физкультурнооздоровительных занятий со студентами на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров // Известия ТулГУ: Физическая культура. Спорт. 2013. № 2. С. 56–65. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodika-fizkulturno-ozdorovitelnyhzanyatiy-so-studentami-na-osnoveprioritetnogo-ispolzovaniya-atleticheskoygimnastiki-i (дата обращения: 19.11.2019).
11. Гусев Л.Г. Русская лапта. Средства для развития скоростных и координационных способностей игроков. Уфа: БГПУ, 2003. 35 с.
12. Дорошенко С.А. Спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов в вузе: теоретический и практический аспект: монография. Красноярск: СибГТУ, 2010. 170 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19005866 (дата обращения: 19.11.2019).
13. Елевич С.Н. и др. Особенности подготовки квалифицированных специалистов в системе высшей школы тренеров по баскетболу / С.Н. Елевич, Б.Е. Лосин, А.И. Штейнбок, Е.Р. Яхонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 8. С. 31–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-kvalifitsirovannyhspetsialistov-v-sisteme-vysshey-shkolytrenerov-po-basketbolu/viewer (дата обращения: 19.11.2019).
14. Илясова А.Ю. Методические основы формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в процессе обучения информатическим дисциплинам // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http//www.science-education. ru/129-21741 (дата обращения: 19.11.2019).
15. Костарев А.Ю. Технология проектирования системы подготовки высококвалифицированных игроков в русскую лапту: монография / Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 248 с. URL: https://ru.b-ok.cc/book/2896020/e5d22a (дата обращения: 25.11.2019).
16. Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе. М.: Сов. спорт, 2009. 168 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20243955 (дата обращения: 25.11.2019).
17. Сахарова М.В. Особенности технологии проектирования годичного цикла в командноигровых видах спорта в многолетнем аспекте: матер. межд. науч. практ. конф. Казахстан, 2002. С. 64–68. URL: http://lib.sportedu. ru/Press/TPFK/2004N5/p35-38.htm9 (дата обращения: 25.11.2019).
18. Чижов А.Ю. Коррекция двигательного навыка у баскетболистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11–10. С. 2272–2275. URL: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=35933 (дата обращения: 19.11.2019).
19. Maor E., Grossman Y., Balmor R.G., Segel M. Exercise haemodynamics may unmask the diagnosis of diastolic dysfunction among patients with pulmonary hypertension // European Journal of Heart Failure. 2015. Vol. 17, is. 2. P. 151–158. URL: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/25488133 (дата обращения: 19.11.2019).
20. Mwanza D. Mind the gap: activity theory and design. KMi Technical Reports (Kmi-TR-95). Knowledge Media institute, The Open University, Milton Keynes, UK, 2000. URL: https:// www.researchgate.net/publication/2355803_ Mind_the_Gap_Activity_Theory_and_Design (дата обращения: 19.11.2019).
21. Taylor A.J. Altered Heamodynamics. 2014. URL: https://prezi.com/t0rqjvwrkio_/alteredhaemodynamics-taylor-aj-kerry-r-2013/ (дата обращения: 19.11.2019).