ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования практико-ориентированных умений курсантов МЧС России в условиях возросших запросов государства и общества к специалисту системы МЧС России, вызванных темпами научно-технического прогресса.
Цель статьи – выявление структуры практико-ориентированных умений курсантов, выявление и обоснование организационно-педагогических условий для их результативного формирования на основании системного, деятельностного и компетентностного подходов в процессе профессиональной подготовки в вузе МЧС России.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ авторов, посвященных формированию практико-ориентированных умений, контент-анализ нормативных документов, предъявляющих требования к специалисту системы МЧС России.
Результаты исследования: определены компоненты практико-ориентированных умений курсантов МЧС России: мотивы и ценности, практико-ориенти-рованные знания, практико-ориентированные действия; представлены уровневые характеристики сформированности практико-ориентированных умений курсантов; выявлен преимущественно низкий и средний уровень сформированности данных умений у курсантов вузов МЧС России; сформулированы организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у курсантов вузов МЧС России в процессе профессиональной подготовки.
Заключение. Для определения результативности реализации организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России в процессе профессиональной подготовки требуется экспериментальная проверка.
Литература
2. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 256 с.
3. Адольф В.А., Евтихов О.В. Теоретико-методо-логические основы формирования профессиональной компетенции курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014. 364 с.
4. Андреев Ю.А., Трояк А.Ю., Клюй В.В. Подход к организации и оценке результатов практического обучения при реализации требований образовательных стандартов высшего образования поколения «3++» // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2018. № 1. С. 83–93.
5. Евтихов О.В., Евтихов Д.О. Реализация практико-ориентированного подхода в организации профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Вопросы теории и практики: материалы XXII Междунар. научно-практич. конф.: в 2 ч. Красноярск, 2019. С. 163–166.
6. Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2019. 180 с.
7. Кольга В.В., Тимохович А.С. Современные проблемы военно-инженерного образования студентов технического вуза в условиях дуального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26746 (дата обращения: 04.02.2020).
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под. ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.
9. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: матер. II Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/ 3148/ (дата обращения: 04.02.2020).
10. Михайлов И.Л., Ильина Н.Ф. Инновационные подходы к подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в граждански вузах: монография. Красноярск, 2017.
11. Михайлов И.Л., Ильина Н.Ф. Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах: структурное представление // Вестник Чебоксарского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 4. С. 143–150.
12. Янова М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя. Красноярск, КГПУ, 2011. 250 с.
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, No. 2. P. 39–61. DOI: 10.17499/jsser.360863
14. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carattere nelle organizzazioni studentesche imbarco // Italian Science Review. 2014. No. 7 (16). P. 388–392. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/juli/Adolf.pdf