СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ)

Ключевые слова: профессиональная компетентность, правовая компетентность, педагог общеобразовательной организации, профессиональные задачи, профессиональный стандарт, воспитание.

Аннотация

Постановка проблемы. Современный этап развития образования обязывает к переосмыслению содержания профессиональной компетентности педагога. Современный педагог, в том числе педагог общеобразовательной организации, в процессе своей педагогической деятельности все чаще сталкивается с профессиональными задачами с правовым контекстом. Отсутствие в педагогической науке взгляда на проблему, сообразного условиям пересмотра нормативной базы, регулирующей сферу образования и педагогического труда, определило актуальность данного исследования.

Цель статьи – определение места и роли правовой компетентности в современной структуре профессиональной компетентности педагога общеобразовательной организации.

В статье c позиций педагогического и юридического подходов анализируется соотношение содержания понятий «профессиональная и правовая компетентности педагога общеобразовательной организации», актуализируется проблема регулирования воспитания и обучения.

Методология (материалы и методы). Анализ трудов отечественных исследователей, нормативных правовых актов сферы образования, а также опрос руководителей общеобразовательных организаций позволили определить системообразующую роль правовой компетентности и основные группы профессиональных задач, решение которых требует от педагога компетентностного применения правовых актов в процессе повседневной профессиональной деятельности.

Результаты исследования. В статье приводится сопоставление роли правовой составляющей профессиональной компетентности в педагогической и иных профессиональных сферах. Так, место, значение и система связей правовой и профессиональной компетентностей определяются профессиональной плоскостью, в которой располагается та или иная профессия. Правовая компетентность в статье характеризуется как неотъемлемый, системообразующий элемент профессиональной компетентности современного педагога. На основе общей характеристики юридически окрашенных современных профессиональных задач и сопряженных с ними трудовых функций, которые призван выполнять работающий педагог, делается вывод о необходимости корректировки юридически окрашенных современных профессиональных задач и пересмотра соответствующего профессионального стандарта.

Литература

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: От тактики передачи социального опыта к стратегии достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 57–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18783814 (дата обращения: 15.07.2020).
2. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30555687& (дата обращения: 15.07.2020).
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Моделирование профессиональной компетентности педагога образовательных организаций интернатного типа // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 71–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21858328 (дата обращения: 15.07.2020).
4. Адольф В.А., Ильин А.С. Модель информа-ционно-педагогического обеспечения деятельности педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 50–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28839237 (дата обращения: 15.07.2020).
5. Адольф В.А., Янова М.Г., Кондратюк Т.А., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Оценка конкурентоспособности выпускника педагогического университета с позиции работодателя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 32–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29368857 (дата обращения: 15.07.2020).
6. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099029 (дата обращения: 15.07.2020).
7. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Практико-ориентированная подготовка педагога в вузе через актуализацию его профессионального потенциала // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 111–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23380006 (дата обращения: 15.07.2020).
8. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 43–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25682208 (дата обращения: 15.07.2020).
9. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20805856 (дата обращения: 15.07.2020).
10. Аникина А.С. Профессионально-ориентиро-ванные правовые задачи как средство формирования правовой компетентности будущего педагога // Образование и наука. 2011. № 8. С. 24–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17013493 (дата обращения: 15.07.2020).
11. Денисенко И.К. Правовая социализация и правовая компетентность личности // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 262–266. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-sotsializatsiya-i-pravovaya-kompetentnost-lichnosti (дата обращения: 15.07.2020).
12. Жирнова Н.В. Правовая социализация и правовая компетентность личности // Формирование правомерного поведения будущего специалиста в системе профессионального образования: матер. регион. конф. 2013. С. 43–45. URL: http://lib.ugsha.ru:8080/bitstream/123456789/6790/1/2013-06-43-45.pdf (дата обращения: 15.07.2020).
13. Зимина Э.В., Дерюшкин В.Г., Гацура О.А. Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2019. № 1 (28). С. 95–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37254886 (дата обращения: 15.07.2020).
14. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник ТГПУ. 2011. № 13. С. 131–134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17332635 (дата обращения: 15.07.2020).
15. Коротун А.В. Правовое образование как условие формирования правовой компетенции социальных педагогов: опыт реализации // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 107–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obrazovanie-kak-uslovie-formirovaniya-pravovoy-kompetentsii-sotsialnyh-pedagogov-opyt-realizatsii (дата обращения: 15.07.2020).
16. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. 2008. № 2. С. 9–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-kriteriev-pravovoy-kompetentnosti (дата обращения: 15.07.2020).
17. Ничагина А.В. Содержание понятия «Норма-тивно-правовая компетентность учителя» // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 170–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36589369 (дата обращения: 15.07.2020).
18. Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник ННГУ. 2013. № 3-1. C. 326–331. URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2013_3(1)/53.pdf (дата обращения: 15.07.2020).
19. Соломенникова О.А., Гладкова Ю.А. Профессиональная компетентность современного педагога: вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С 86–93. URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/11/solomennikova_11_12_2018.pdf (дата обращения: 15.07.2020).
20. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Конструирование содержания педагогического образования на основе профессиональных задач // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 110–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29368875 (дата обращения: 15.07.2020).
21. Чудинов О.Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Технологос. 2012. № 6. С. 93–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-ponyatiyu-pravovaya-kompetentnost-inzhenera (дата обращения: 15.07.2020).
22. Brandt J.O. et al. Becoming a competent teacher in education for sustainable development // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2019. № 4. P. 630–653. URL: https://www.researchgate.net/publication/334043363 (access date: 15.07.2020).
23. Gisbert Cervera M., Lázaro Cantabrana J.L. Professional development in teacher digital competence and improving school quality from the teachers’ perspective: a case study. 2015. URL: https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/60954/2/NAER_4_2_08_esp.pdf (access date: 15.07.2020).
24. Gudmundsdottir G.B., Hatlevik O.E. Newly qualified teachers’ professional digital competence: implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. 2018. № 2 (41). P. 214–231. URL: https://oda-hioa.archive.knowledgearc.net/bitstream/handle/10642/6058 (access date: 15.07.2020).
25. Misbah Z. et al. Teacher interpersonal behaviour and student motivation in competence-based vocational education: Evidence from Indonesia // Teaching and Teacher Education. 2015. № 50. P. 79–89. URL: https://www.mmulder.nl/wp-content/uploads/2011/11/Zainun-M.-2015-Teacher-interpersonal-behaviour-and-student-motivation-in-competence-based-vocational-education.pdf (access date: 15.07.2020).
26. Røkenes F.M., Krumsvik R.J. Prepared to teach ESL with ICT? A study of digital competence in Norwegian teacher education // Computers & Education. 2016. № 97. P. 1–20. URL: https://scholar.google.com/scholar_url?url=https://www.academia.edu/download/60429357/Rokenes (access date: 15.07.2020).
27. Symeonidis V. Teacher competence frameworks in Hungary: A case study on the continuum of teacher learning // European Journal of Education. 2019. № 3 (54). P. 400–412. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/ejed.12347 (access date: 15.07.2020).
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., A., & V., G. (2020). СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 71-83. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-222

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)