РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Постановка проблемы. Анализ рынка труда показывает необходимость подготовки менеджеров, обладающих профессиональными качествами, которые формируют компетентность личности. В этом контексте уделяется большое внимание вопросам формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, способствующих пониманию, осознанию, анализу и оценке большого массива информации. Отсутствие в педагогической науке единого понимания особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров обусловливает актуальность данного исследования.
Цель статьи – выявление особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанных организационно-педагогических условий в образовательный процесс.
Обзор научной литературы по проблеме. Осуществлены анализ и обобщение профессиональных и образовательных стандартов, нормативно-правовых документов среднего профессионального образования. Проведен анализ научных работ философов, исследовавших рефлексию и мышление человека. Рассмотрены работы по психологии, посвященные проблеме понимания сущности процесса рефлексии и формирования рефлексивной компетенции личности индивида в современном обществе.
В области педагогической науки и практики проведен анализ научных работ, посвященных компетентностному подходу и исследованию сущности процесса формирования рефлексивных умений. Систематизированы элементы методологии педагогики и теории педагогических исследований, в частности концепция гуманитаризации образовательного процесса, методика личностно ориентированного обучения, компетентностный подход, теория рефлексивной деятельности, на основе которых осуществляется систематизация образовательного процесса в рамках современных тенденций и трендов.
Методология (материалы и методы). На основе проведенного исследования научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных развитию педагогической теории и практики в области профессионального образования и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, осуществлены анализ и обобщение практических методов, приемов и техник, способствующих систематизации процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализ научной литературы, опрос педагогов и руководителей учреждений системы СПО позволили выявить и обосновать особенности формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО, разработать организационно-педагогические условия процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание, особенности и результаты реализации данных условий.
Результаты исследования. Рассматриваются актуальные методы и приемы, обеспечивающие результативную профессиональную подготовку студентов-менеджеров в системе среднего профессионального образования, способных выявлять, понимать профессиональные задачи и обеспечивать их качественное решение. На основе философского понимания рефлексии определяется содержание рефлексивных умений, способствующих выявлению цели и смысла в процессе и результате осуществляемых действий.
В ходе исследования рефлексивных аспектов управленческой деятельности разработаны и реализованы организационно-педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в образовательном процессе:
– создание и реализация типологии рефлексивных задач;
– реализация принципа диалогизации в процессе обучения на основе построения алгоритма рефлексивных задач;
– личностное принятие рефлексивной задачи решателем;
– обеспечение рефлексивного компонента задачи;
– конструирование и внедрение в учебный процесс механизма формирования рефлексивных умений.
В статье рассматриваются выявленные критерии и показатели уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров, тройственность показателей способствовала определению уровней сформированности рефлексивных умений, к которым относятся: репродуктивный, смыслотворческий и аналитичес-кий. В завершение рассмотрены результаты эксперимента по формированию рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.
Заключение. В результате проведенного исследования выявлены особенности и этапы процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО и апробированы организационно-педагогические условия, которые обеспечили качественный рост уровня сформированности рефлексивных умений студентов.
Таким образам, конструирование образовательного процесса на основе представленных организационно-педагогических условий обеспечивает результативность процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.
Литература
2. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С 37–47. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2016. № 1. С. 43–47. URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/issue/view/14 (дата обращения: 23.08.2021).
4. Артюшина Л.А., Монахов М.Ю. Рефлексивные компетенции в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 3. С. 284–286. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnye-kompetentsii-v-standartah-vyss hego-professionalnogo-obrazovaniya-tretiego-pokoleniya/viewer (дата обращения: 23.08.2021).
5. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 93–97. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20921567_25022103.pdf (дата обращения: 22.08.2021).
6. Ульянова И.В. Способность к рефлексии – актуальное качество будущего педагога // Высшее образование в России. 2011. № 8–9. С. 147–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-refleksii-aktualnoe-kachestvo-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.08.2021).
7. Ширшова И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2013. № 2, т. 26 (65). С. 125–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–upravlencheskoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-v-komplekse-distsiplin-psihologo-pedagogicheskoy-podgotovki (дата обращения: 22.08.2021).
8. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4. С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17715194_52247598.pdf (дата обращения: 18.07.2021).
9. Meierdirk C. Reflections of the future teachers // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23–41. DOI: 10.15823/p.2018.22
10. Miller J. How to train the good teacher / Translated by Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine “Scientific American”. 2013. No. 2. P. 70–76. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 18.08.2020).
11. Nam J. Critical reflection on the ESL teacher’s subjectivity // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 123–132. DOI: 10.1080/14623943.2016.1251414
12. O’Neill T.A. et al. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles and team functioning in student learning teams // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16, No. 2. P. 257–276. DOI: 10.5465/amle.2015.0183
13. Prensky M. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning (Ch. 02, p. 1–26). New York: McGraw-Hill, 2001. Retrieved June 24, 2005. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky//%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
14. Vangsnes V., Økland N.T.G., Krumsvik R. Computer games in pre-school settings: Didactical challenges when commercial educational computer games are implemented in kindergartens // Computers & Education, 2012. Is. 58 (4). P. 1138–1148. DOI: 10.1016/j.compedu.2011.12.018
15. Zevenbergen R. Digital natives come to preschool: Implications for early childhood practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2007. Is. 8 (1). P. 19–29. DOI: 10.2304/ciec.2007.8.1.19