ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
Проблема и цель. Цифровые трансформации ведущих отраслей материального производства обусловливают рост спроса крупнейших отечественных работодателей на компетентные инженерные кадры. Необходимость выполнения заказа государства, общества и работодателей на подготовку инженеров новой формации ориентирует отраслевые корпорации и технические вузы, связанные через образовательную и научную деятельность, на формирование интегративного ресурсного потенциала, который может быть использован для достижения стратегической цели – становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров.
Цель статьи – предложить соответствующий новым условиям механизм взаимодействия участников отраслевого научно-образовательного комплекса, обеспечивающий формирование и реализацию его интегративного ресурсного потенциала для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров; установить педагогическую целесообразность предложенного механизма.
Методологию исследования составляют анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, анкетирование для установления педагогической целесообразности предложенного механизма взаимодействия участников отраслевого научно-образовательного комплекса. В анкетировании участвовали 19 экспертов – руководителей звеньев транспортных вузов, научных организаций, производственных предприятий транспорта, 25 преподавателей и 949 обучающихся технических вузов (изучались мнения в период с 2015 по 2019 г.).
Результаты исследования. Предложен механизм взаимодействия участников отраслевого научно-образовательного комплекса (образовательных и научных подразделений отраслевого технического вуза, производственных подразделений отраслевой корпорации, учредителя, отечественных и зарубежных организаций-партнеров, центра управления знаниями) посредством открытой базы знаний в форме онтологий. Результаты изучения мнений экспертов и преподавателей свидетельствовали в пользу педагогической целесообразности предложенного механизма. Данные анкетирования студентов показали, что с каждым годом все больше будущих инженеров предпочитают экономичные формы репрезентации содержания обучения.
Заключение. В условиях цифровизации отраслевой научно-образовательный комплекс обладает интегративным потенциалом, который в совместной деятельности обучающихся, преподавателей, представителей науки и производства преобразуется в ценный нематериальный ресурс – знания. Накапливаясь в открытой базе знаний в форме онтологий, этот ресурс используется для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров.
Литература
2. Александров А.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Система опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых научно-образовательных центров МГТУ им. Н.Э. Баумана // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 72–77. URL: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04 (дата обращения: 10.04.2020).
3. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 77–105. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-77-105
4. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 008–069. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69
5. Манаков А.Л., Хабаров В.И., Волегжанина И.С. Интеграция образования, науки и производства по модели «Фабрика знаний» (на примере транспортной отрасли) // Качество. Инновации. Образование. 2019. № 5. С. 12–17. DOI: 10.31145/1999-513x-2019-5-12-19
6. Сидорин В.В. Учебно-научно-производст-венный комплекс – модель системы подготовки инженеров – кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности // Инженерное образование. 2011. № 8. С. 30–37. URL: http://aeer.ru/files/io/m8/art_5.pdf (дата обращения: 16.04.2020).
7. Скибицкий Э.Г. Оценка педагогической полезности электронных образовательных ресурсов в педагогической практике // Проблемы языкового образования в вузах: теория и практика: матер. I Междунар. науч.-практ. конф., 6 февраля 2019 г., Новосибирск / СГУПС. Новосибирск, 2019. С. 3–8.
8. Славиковский А.О. Тенденции формирования и развития научно-образовательных комплексов на примере Сибирского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2018. № 2 (66). С. 253–257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-formirovaniya-i-razvitiya-nauchno-obrazovatelnyh-kompleksov-na-primere-sibirskogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 12.04.2020).
9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
10. Стародубцев В.А. Становление открытой педагогической среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (194). С. 242–248. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-242-248
11. Ушаков А.А. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды педагога // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 4 (29). DOI: 10.15862/113PVN415. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/113PVN415.pdf (дата обращения: 06.04.2020).
12. Федоров В.А., Давыдова Н.Н. Развитие совместной деятельности образовательных организаций и промышленных предприятий в условиях научно-образовательной сети // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: матер. 22-й Междунар. науч.-практ. конф., 18–20 апреля 2017 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2017. С. 44–48.
13. Филатов В.В. Мировые тенденции и актуальные проблемы развития аэрокосмического образования / М-во образования и науки Рос. Федераци; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т им. М.Ф. Решетнева. Красноярск: СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, 2012. 423 с.
14. Хабаров В.И., Волегжанина И.С. Цифровые трансформации в профессиональном образовании (на примере подготовки кадров транспорта): монография. М.: РУСАЙНС, 2018. 210 с.
15. Чапаев Н.К., Акимова О.Б., Лупей С.В. Ведущие признаки интегративного взаимодействия образования и производства: опыт деятельности горнозаводских школ Урала // Непрерывное образование: теория и практика реализации: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 22 января 2018 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 256–261. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/23713 (дата обращения: 23.03.2020).
16. Швецов А.Н., Ржеуцкая С.Ю., Сергушичева А.П., Суконщиков А.А. Архитектура интеллектуального агентно-ориентированного учебного комплекса для подготовки специалистов технического профиля // Открытое образование. 2018. № 3. С. 14–24. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-14-24
17. Camacho B., Alexandre R. Design Education. University-industry collaboration, a case study // The Design Journal. 2019. № 22. P. 1317–1332. DOI: 10.1080/14606925.2019.1594958
18. Darum M.R., Palm D., Athinarayanan R., et al. The learning factory – A new stimulus to enhance international collaboration // Procedia Manufacturing: 9th Conference on Learning Factories. 2019. № 31. Р. 290–295. DOI:DOI:10.1016/j.promfg.2019.03.046
19. Edwards R. Knowledge infrastructures and the inscrutability of openness in education // Knowledge infrastructures and the inscrutability of openness in education, Learning, Media and Technology. 2015. № 40 (3). P. 251–264. URL: https://doi.org/10.1080/17439884.2015.1006131 (дата обращения: 17.03.2020).
20. Hoffen M. The sharing economy meets the semantic web: An ontology for the matchmaking of peers. In: Proceedings of the IEEE 11th International Conference on Semantic Computing (ICSC). 2017. P. 212–219. DOI:10.1109/ICSC.2017.103. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/7889530
21. Khabarov V., Volegzhanina I. Knowledge management system of an industry-specific research and education complex (by an example of transport personnel training). In: Proceedings of the IOP Conference Series “Earth Environmental Science”. 2019. Vol. 403. 012197. DOI:10.1088/1755-1315/403/1/012197. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/403/1/012197 (дата обращения: 11.03.2020).
22. Mantawy I.M., Rusch C., Ghimire S., et al. Bridging the gap between academia and practice: Project-based class for prestressed concrete applications // Education Science. 2019. № 9. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/176 (дата обращения: 22.01.2020). DOI: 10.3390/educsci9030176
23. Munassar W., Amal F.A. Semantic web technology and ontology for E-learning environment // Egyptian Computer Science Journal. 2019. Vol. 43, № 2 P. 88–100. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/ (дата обращения: 08.04.2020).
24. Smirnova E.V., Clark R.P. Handbook of research on engineering education in a global context. Hershey, PA: IGI Global. 2019. 543 p. DOI:10.4018/978-1-5225-3395-5
25. Topp L., Mair D., Smillie L., Cairney P., et al. Knowledge management for policy impact: the case of the European Commission’s Joint Research Centre // Palgrave Communications. 2018. № 4. DOI: 10.1057/s41599-018-0143-3. URL: www.nature.com/articles/s41599-018-0143-3 (дата обращения: 12.10.2019).
26. Vasetskaya N., Glukhov V. System of interaction between universities, scientific organizations and industrial enterprises under conditions of digital economy in Russia. In: Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. April 2019. 497 012099. DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012099
27. Vijayan K., Mork O., Hansen I.-E. Knowledge creation in engineering education (university-industry collaboration). In: Proceedings of the European Conference on Knowledge Management, At Padua, Italy. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/329239752_Knowledge_Creation (дата обращения: 09.04.2020).
28. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V., Adolf V.A., et al. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. № 8 (Special Issue). P. 39–61. DOI: 10.17499/jsser.360863