УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТО

Ключевые слова: образовательный процесс, университет, субъект учебной деятельности, стресс, учебный стресс, экзаменационный стресс, компоненты учебного стресса, нейродинамические свойства.

Аннотация

Проблема и цель. Обучение в высшем учебном заведении для многих обучающихся носит стрессогенный характер. Причин для этого множество: расхождение требований вуза и возможностей (психофизических, интеллектуальных, волевых) студента, низкий адаптационный потенциал обучающегося, высокий уровень учебной нагрузки и др. Рассмотрение данного вопроса обусловлено ростом количества студентов с различными психоэмоциональными проблемами, что подтверждает статистика обращений в психологические службы вузов. Осознание проблемы влияния учебного стресса на включенность обучающихся в образовательный процесс позволит преподавателям вузов изменить стратегию проведения занятий, принятия форм отчетности, а психологическим службам университетов – провести целенаправленную работу по созданию условий выработки адаптивных возможностей обучающихся. Целью исследования выступает уточнение влияния учебной деятельности на возникновение учебного стресса у студентов.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют положения субъектно-деятельностного подхода, раскрывающие учебный стресс как порождение эмоционального напряжения субъекта, детерминированного образовательной деятельностью; анализ работ отечественных (В.А. Бодров, Т.Г. Бохан, А.Р. Лурия, А.А. Баранов, О.А. Жученко и др.) и зарубежных (Г. Селье и др.) исследователей, рассматривающих учебный стресс в методологическом и прикладном аспектах, а также применение опросных методик измерения учебного стресса, мотивации обучающихся и методов количественного и качественного анализа для уточнения влияния учебной деятельности на возникновение учебного стресса у студентов.

Результаты. На основе проведенного исследования сформулировано определение учебного стресса, эмпирически определены компоненты учебной деятельности, оказывающие влияние на развитие учебного стресса. На основании сравнения средних и коэффициента ассоциации φ показано, что в создавшейся ситуации изоляции значительно повышен уровень экзаменационного стресса.

Заключение. Необходимость данной проблематики обусловлена требованиями эффективной организации образовательного процесса. Сложно себе представить нашу жизнь без стресса. Он одновременно создает «вкус к жизни», оказывает стимулирующее влияние на аспекты жизнедеятельности. Важно, чтобы были соблюдены условия: не превышен уровень оптимального воздействия стрессора; не превышены приспособительные (адаптационные) возможности человека. При нарушении условий возникает угроза соматическому здоровью человека.

Для обучающихся вузов достаточно распространен учебный стресс, который нами рассмотрен как разновидность эмоционального стресса. В рамках проведенного исследования показано, что для более 50 % респондентов характерно переживание учебного стресса. Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на возникновение учебного стресса: большая учебная нагрузка, строгие преподаватели, страх перед будущим, неумение правильно организовать свой режим дня, карантин и самоизоляция, излишне серьезное отношение к учебе.

Постоянное нахождение в состоянии стресса нарушает психологические границы субъекта деятельности, приводит к нервному напряжению, чувству неуверенности из-за бесцельности существования, к ощущению психологической небезопасности. Н.Е. Харламенкова с позиции психологии субъекта показывает, что отношение Человека к Миру (по С.Л. Рубинштейну) во многом определяется тем, как он этот мир воспринимает: мирным или разрушающим [Харламенкова, 2019].

Основные стратегии преодоления учебного стресса, безусловно, должны быть связаны с осознанием его разрушающего воздействия, персонифицированным отношением к обучающимся, своевременностью оказания системной психологической помощи, основанной на понимании его структуры.

Литература

1. Баранов А.А., Жученко О.А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 4. С. 16–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24001554. Scopus
2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 64–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9251132
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1: «Сoping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 122–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9193985
4. Бодров B.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 113–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9212408 (дата обращения: 20.05.2020).
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3: Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 3. С. 106–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9212408
6. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314. С. 165–168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11650662
7. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2. C. 38–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19015992. Scopus
8. Даниленко О.И., Горбунов И.А. Антиципационная состоятельность как личностный ресурс студентов // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 33–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36494154. Scopus
9. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки ОГУ. 2010. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 3. С. 210–216. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-uchebnogo-stressa-studentov
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Книга по Требованию, 2013. 368 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bookvoed.ru/files/3515/10/82/18.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
11. Котова Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде // Фундаментальные исследования. 2014. № 7. С. 728–731. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34969
12. Лурия А.Р. Экзамен и психика // Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии [Электронный ресурс]. М.: Смысл, 2003. URL: https://ru-psychology.livejournal.com/2018756.html (дата обращения: 20.05.2020).
13. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. № 2, Т. 24. С. 47–63. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204. Scopus
14. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). [Электронный ресурс]. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 336 с. URL: http://disus.ru/knigi/426243-1-m-sandomirskiy-zaschita-stressa-fiziologicheski-orientirovanniy-podhod-resheniyu-psihologicheskih-problem-metod-retr.php (дата обращения: 20.05.2020).
15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/stress-bez-distressa-read-15443-1.html (дата обращения: 20.05.2020).
16. Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А. Дифферен-циально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 5. С. 15–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 36319992. Scopus
17. Татрова А.С. Психология. М.: Академия Естествознания, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=90 (дата обращения: 20.05.2020).
18. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 2. С. 21–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25779473
19. Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 28–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37109784. Scopus
20. Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 33–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35656099. Scopus
21. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-e изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2012. 256 с. URL: http://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M6/file/3.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
22. Hend Majed Al-Khuthaila. Job stress as perceived by faculty at university level education // Journal of Islamic Studies. 1997. № 9 (1). P. 85–111. URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edsdoj,edsdoj
23. Luy-Montejo C.A., Quispe J.T., Rivera W.R., Quispe T.R., Lazo de la Vega R.A.D., Chávez D.A., Dante A.-V., Gálvez-Suarez E. An analysis of Latin American scientific production on teacher stress (2010–2018) // Propósitos y Representaciones. 2019. № 7 (3). P. 1–11. DOI 10.20511/pyr2019. V7n3. 392. URL: https://doaj.org/article/4a282de09750439b866e25436f7d40ca (дата обращения: 20.05.2020).
24. Masaed A.S.Al. Relationships of positive and negative psychological stress coping strategies with locus of control and some variables among a sample of Al-al Bayt University Students // Journal of Educational and Psychological Studies. 2013. № 7 (3). P. 256–274. DOI: 10.24200/jeps.vol7iss3pp256-274 (дата обращения: 20.05.2020).
25. Migdady Y.M. The impact of a cognitive behavioral group counseling program based on stress inoculation training on reducing posttraumatic stress among a sample of students from Al al-Bayt University // Journal of Educational and Psychological Studies. 2013. № 7 (2). P. 122–132. DOI: http://dx.doi.org/10.24200/jeps.vol7 iss2pp122-132 (дата обращения 20.05.2020).
26. Pereira D., Hächler P., Elfering A. Recovery experiences during vacation and their association with job stressors and health // Escritos de Psicología. 2017. № 10 (1). P. 13–30. DOI: 10.5231 /psy.писание.2017.1001 (дата обращения: 20.05.2020).
27. Selye H. The story of the adaptation syndrome (told in form of informal, illustrated lectures). ACTA, Inc. Medical Publishers, Montreal, Canada. URL: https://docplayer.ru/36133865-Ocherki-ob-adaptacionnom-sindrome-gans-sele-gosudarstvennoe-izdatelstvo-medicinskoy-literatury-medgiz-moskva-253-s.html (дата обращения: 20.05.2020).
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
Yu., A., I., P., A., B., & P., F. (2020). УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТО. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 145-155. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-208