МЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ИХ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
Постановка проблемы. Развитие спорта высоких достижений неразрывно связано с разработкой новых эффективных способов выявления врожденных задатков детей и способностей заниматься определенными видами спорта. Особое внимание в этом вопросе отводится психологическим и психомоторным характеристикам, способствующим выбору специализации и поиску потенциально способных детей к определенному роду деятельности в спорте.
Цель статьи – разработать методику спортивного отбора подростков на основе выявления их психологических и психомоторных характеристик и способности к решению двигательных задач.
Методология исследования базируется на основных положениях теории способностей, известных работах по изучению психологических и психомоторных характеристик детей. В практической части исследования использованы известные опросники и тесты.
В течение двух лет группы юных спортсменов в возрасте от 9 до 13 лет проходили тестирование для выявления наиболее способных к занятиям спортом. В завершение эксперимента были определены средние показатели по исследуемым параметрам и выдающиеся результаты, что в совокупности с определенным темпераментом и косвенными признаками дает возможность описать дальнейшее развитие задатков в возможные способности.
Результаты. Разработана методика выявления способности подростков заниматься определенным видом спорта на основании динамики показателей психомоторных характеристик.
Заключение. Выявлено и обосновано, что выдаю-щиеся результаты испытуемых имеют значительное превосходство по отношению к средним групповым более чем в два раза. Это характеризует способности подростка и определяет направление, в котором он способен развиваться, реализовывать свои наследственные возможности и показывать в перспективе высокий спортивный результат.
Литература
2. Гордеев И.В., Капичникова О.Б., Гордеева Е.Н., Капечников А.И. Педагогические условия развития спортивно одаренных студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188). С. 96–99. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p96-99.
3. Грибкова О.В., Капцов А.В. Группы крови и индивидуальные особенности личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2009. № 1 (5). C. 140–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppa-krovi-i-individualnye-osobennosti/pdf (дата обращения: 25.12.2020).
4. Жигалова Т.В. Каминский М.А. К вопросу о генетической природе структур узоров папиллярных линий // Экономика и право. Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26 (1). C. 91–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-geneticheskoy-prirode-struktur-uzorov-papillyarnyh-liniy/pdf (дата обращения: 25.12.2020).
5. Ибрагимов И.Ф., Васенков Н.В., Илюшин О.В. Измерения показателей частоты сердечных сокращений растущего организма при резко усиленной двигательной активности // Журнал Баумана. 2017. С. 86–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-pokazateley-chastoty-serdechnyh-sokrascheniy-rastuschego-organizma-pri-rezko-usilennoy-dvigatelnoy-aktivnosti/pdf (дата обращения: 25.12.2020).
6. Карпеев А.Г., Горский А.А. Оценка психомоторных способностей на примере экстремальных видов деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). C. 51–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-psihomotornyh-sposobnostey-na-primere-ekstremalnyh-vidov-deyatelnosti/pdf (дата обращения: 12.12.2020).
7. Козлова Н.В., Цехмейструк Е.А. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 1. С. 97–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-trenirovka-kak-metod-korrektsii-kognitivnyh-funktsiy-u-detey-sportsmenov/pdf
8. Корсунова В.И. Сравнительный анализ практики тестирования темперамента управленцев по Г. Айзеку и Б. Белову // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. C. 319–324. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-praktiki-testirovaniya-temperamenta-upravlentsev-po-g-ayzenku-i-a-belovu/pdf
9. Липатова С.Н., Милинис О.А. Психолого-пе-дагогическое сопровождение развития детской одаренности в системе дополнительного образования: инновационная модель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2 (49). С. 200–210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-detskoy-odarennosti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-innovatsionnaya-model/pdf
10. Немцов О.Б., Ярославкин М.А., Бгуашев А.Б., Полянский А.В., Грекалова И.Н. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 42–46. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/1-155-2018/p42-46.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
11. Озеров В.П., Федотова О.Д. Психолого-педаго-гические аспекты формирования психомоторных способностей молодежи // Мир науки: интернет-журнал. 2016, Т. 4, № 5. C. 1–7. URL: http://mir-nauki.com/PDF/44PSMN516.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
12. Ржанов А.А., Матросова Е.Н., Тигунцев С.А. Вестибулярная устойчивость и равновесие как обязательный атрибут координационной подготовленности волейболистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 6–8. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/12078
13. Ржанов А.А. Методика развития психомоторных компонентов ловкости юных волейболистов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020а. № 3 (53). C. 210–217. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-235
14. Ржанов А.А. Психологические характеристики, определяющие соответствие амплуа связующего игрока в волейболе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020б. № 12 (190). С. 356–360. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12
15. Ржанов А.А., Медведева Л.В. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 484–489. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7
16. Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Машанов А.А. Комплексный подход к работе со спортивно одаренными детьми // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 12–19. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31352 DOI: 10.7256/2454-0676. 2019.4.31352
17. Сотская Г.М. Исследование способности к обучению у детей с врожденными аномалиями развития // Медицинская психология в России. 2018. T. 10, № 3. C. 1–22. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-13080
18. Терешонок Т.В. Основные направления в исследовании способностей в психологии // Проблемы высшего образования. Вестник КрасГАУ. 2009. № 10. C. 152–162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-sposobnostey-v-psihologii/pdf (дата обращения: 12.12.2020).
19. Шаратских А.Ю. Отбор юных пловцов на основе метода исследования нервно-мышечной реакции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 322–325. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32749754_23260171.pdf
20. Шестаков М.М., Кулекин И.В., Аникиенко Ж.Г., Забуга А.Г. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13–15 лет под воздействием утомления // Теория и методика спортивной тренировки. 2019. № 3. С. 26–30. URL: https://kgufkst.ru/file/?id=28347 (дата обращения: 12.12.2020).
21. Best R.K. Disease campaigns and the decline of treatment advocacy // Journal of Health Politics, Policy and Law. 2017. Is. 42 (3). P. 425–457. DOI: 10.1215/03616878-3802928
22. Gladilina I., Yumashev A.V., Avdeeva T.I., Fatkullina A.A., Gafiyatullina E.A. Psychological and pedagogical aspects of increasing the educational process efficiency in a university for specialists in the field of physical education and sport // Espacios, 2018. № 39 (21). P. 11. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n21/a18v39n21p11.pdf