СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Проблема и цель. В условиях цифровизации образования необходимым условием является создание цифровой образовательной среды, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей цифровых ресурсов стать создателями. Реализовать эти возможности позволяют различные цифровые образовательные ресурсы, платформы дистанционного обучения, облачные технологии, использование мобильных устройств. Педагогическим сообществом нарабатываются современные форматы внедрения мобильных устройств в учебно-воспитательный процесс. Использование мобильных технологий вызывает у обучающихся повышенный интерес и мотивацию к обучению, позволяет расширить границы получения знаний и построить индивидуальную траекторию обучения, что ведет к повышению качества образования. Сегодня мы наблюдаем необходимость внедрения мобильных технологий в учебно-воспитательный процесс в связи с недостаточной изученностью дидактического потенциала использования мобильных устройств и сервисов в процессе обучения, а также вопросов подготовки кадров к организации мобильного обучения школьников. Цель статьи заключается в определении содержания и структуры готовности будущих учителей математики к организации мобильного обучения школьников.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, а также опыт подготовки педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий.
Результаты. Существенной предпосылкой эффективности выполнения деятельности является наличие у человека готовности к ее осуществлению. В данном исследовании мы рассмотрели готовность будущего учителя математики к организации мобильного обучения школьников как образование личности, имеющее системную, сложную структуру и выступающее как совокупность мотивационного, личностного, теоретического, деятельностного и рефлексивного компонентов. В структуре деятельностного компонента мы выделили 3 уровня готовности будущих учителей математики к организации мобильного обучения школьников (базовый, творческий, профессиональный).
Заключение. Сформированность этих компонентов позволяет будущему учителю математики организовать мобильное обучение школьников в соответствии с требованиями современного образования, тем самым подготовить подрастающее поколение к учебе, жизни и труду в динамично меняющемся мире.
Литература
2. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // Человек и образование. 2016. № 4. С. 91–95.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. 176 с.
4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 264 с.
5. Позднякова Н.В., Колесникова О.И. Дидактический потенциал мобильных технологий в обучении школьников математике на ступени основного общего образования // Гаудеамус. 2019. Т. 18, № 3 (41). С. 19–26.
6. Понукалин А.А. Социальная философия и психология: монография. Саратов, 1994. 201 с.
7. Раскина И.И., Курганова Н.А. Основные способы применения мобильных устройств на уроках математики и информатики // Информатика в школе. 2019. № 6. С. 48–50.
8. Шарафеева Л.Р. Мобильное обучение с использованием сервиса «1С: Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений» // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. 17-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. Ч. 2. С. 87–89.
9. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография. М.: ФЛИНТА, 2013. 184 с.
10. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 61–68.
11. Al-Khateeb M.A. The Effect of teaching mathematical problems solving through using mobile learning on the seventh grade students’ ability to solve them in Jordan // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 178–191. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v12i3.8713
12. Crompton H., Burke D. The use of mobile learning in higher education: A systematic review // Computers & Education. 2018. Vol. 123. P. 53–64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.04.007
13. Frohberg D., Goth C., Schwabe G. Mobile learning projects – a critical analysis of the state of the art // Journal of Computer Assisted Learning. 2009. Vol. 25, No. 4. P. 307–331. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2009.00315.x
14. Norries C., Hossain A., Soloway E. Using smartphones as essential tools for learning: A call to place schools on the right side of the 21st century // Educational Technology. 2011. Is. 51 (3). P. 18–25.
15. Penuel W.R. Implementation and effects of 1:1 computing initiatives: a research synthesis // Journal of Research on Technology in Education. 2006. Is. 38 (3). P. 329–348. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ728908.
16. Traxler J. Current state of mobile learning // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. Vol. 1. P. 9–24. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/346/875