ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблемам оптимизации когнитивных процессов и операций студентов при овладении иностранным языком. Традиционное обучение студентов лексике не всегда приводит к планируемым результатам в силу многих причин. Одним из возможных путей решения данной проблемы является обращение к когнитивной лингводидактике. Цель статьи заключается в рассмотрении возможностей практического применения когнитивно-коммуникативной парадигмы лингводидактики на разных этапах освоения профессиональной экономической лексики (на материале английского языка).
Методологию исследования составляют анализ специальной литературы по теме исследования, наблюдение, описание, анализ преподавательского опыта.
Результаты. Выявлена актуальность использования положений когнитивной лингвистики в методике обу-чения англоязычной лексике. На основе анализа преподавательской деятельности обоснована эффективность применения приемов когнитивной лингводидактики на различных этапах работы с профессиональной экономической лексикой. Выделены и описаны три этапа: 1) концептуализация; 2) интериоризация; 3) тренировка.
Заключение. Обучение профессиональной экономической лексике предполагает формирование в сознании студентов-экономистов специальной концептосферы, которая впоследствии станет когнитивной базой для владения языком специальности.
Литература
2. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов: Изд-во тамбов. ун-та, 2001. 123 с.
3. Васильева Н.В., Абдурахманова А.З. Фреймовое моделирование больших терминосистем (на примере англоязычной строительной терминологии) // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: период. сб. науч. ст / под ред. Е.Р. Иоанесян. М.: Институт языкознания РАН, 2017. Вып. 9. С. 94–114.
4. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 36–43.
5. Игнаткина А.Л., Зотеева Т.С. Использование фреймового моделирования в процессе изучения английского языка // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 54–61. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10416
6. Назарова Г.П., Шиманская О.Ю. Фреймовый подход в обучении таможенной лексике // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: матер. XI Междунар. науч. конф., посвященной 96-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 25.10.2017 / ред. В.Г. Шадурского. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 125–126.
7. Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985. 160 с.
8. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. 314 с.
9. Рубцова А.В. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2. С. 107–114.
DOI: 10.18721/JHSS.8212
10. Сапрыгин Б.В. Когнитивный подход в языковом образовании: методологические замечания // Философия образования. 2021. Т. 21, № 1. С. 23–38. DOI: 10.15372/PHE20210102
11. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81–85.
12. Фурс Л.А. Взаимодействие когнитивного и метакогнитивного уровней в формировании комплексного знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2 (55). С. 74–78. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-74-78
13. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 21–28.
14. Шамов А.Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи: монография. М.: Флинта, 2016. 230 с.
15. Щепилова А.В. Когнитивизм в лингводидактике: истоки и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2013. № 1. С. 45–55.
16. Bialystok E. The role of linguistic knowledge in second language use // Studies In Second Language Acquisition. 1981. No. 4. P. 31–45.
17. Bielak J., Pawlak M. Applying cognitive grammar in the foreign language classroom. Teaching English tense and aspect. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2013. 295 p. DOI: 10.1007/978-3-642-27455-8_5
18. Falck M.J. Linguistic theory and good practice: how cognitive linguistics could influence the teaching and learning of English prepositions. In: Lindgren, Eva, & Janet Enever (ed.), Språkdidaktik: researching language teaching and learning. Umeå: Umeå Universitet Umeå Studies in Language and Literature, 2015. P. 61–73.
19. Halper M., Gu H., Perl Y., Ochs Ch. Abstraction networks for terminologies: Supporting management of “big knowledge” // Artificial Intelligence in Medicine. 2015. Vol. 64 (1). P. 1–16. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0933365715000287. DOI: 10.1016/j.artmed.2015.03.005
20. Mogonea F.-R., Mogonea F. The Constructivist Teaching and the Optimization of Learning through Cognitive Maps // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 164–168.
URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814022289. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.03.137
21. Schouten van Parreren C. Reading foreign languages in the first phase of secondary education: why, what and how? // European Journal for Teacher Education. 1989. No. 12 (2). P. 131–140.
22. Tyler A. Cognitive linguistics and second language learning: Theoretical basics and experimental evidence. N.Y.: Routledge, 2012. 264 p.