«ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ» И ИХ СЕМАНТИЧЕСКИЕ РОЛИ В МЕДИАОПИСАНИЯХ ПАНДЕМИИ
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена анализу языковых участников «государственного типа» (далее – «государства-участники») – России, Китая, США и др. – как элементов ситуации «Пандемия», отраженной в текстах российских СМИ. Исследование различных языковых объектов, которые представляют государство как территориально-политическое образование на уровне высказывания и текста, в последнее время ведется достаточно активно. Таким объектам присваивают статус концепта, языкового образа или языкового имиджа; чаще всего они анализируются на материале современных медиа и регулярно – в сопоставительном аспекте; коммуникативная стратегия их использования определена как формирование представлений о той или иной стране и ее культуре; выделенными же центрами интереса в отечественном языкознании оказываются Россия, Китай и США (Америка). Все это доказывает участие объектов данного типа в формировании современной языковой картины мира. Она же, в свою очередь реагируя на меняющуюся действительность и обстоятельства существования социума, расширяет пространство, включая очередные значимые ситуации, одной из которых является глобальная ситуация «Пандемия». В контексте сказанного определена цель данного исследования – выявить семантические роли, в которых «государства-участники» представлены в границах названной языковой ситуации.
Методология (материалы и методы). Методологическая основа исследования базируется на положениях семантического синтаксиса, в границах которых использованы универсальные методы анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный метод, а также собственно семантический анализ текста. Материалом анализа становятся статьи, опубликованные в Интернете изданиями «Комсомольская правда», «LIFE», «РБК», «Газета.ру», «Росконгресс», РИА «Новости».
Результаты исследования. Средства массовой информации демонстрируют особую трактовку ситуации «Пандемия», а «государства-участники» как ее элемент занимают заметное место в границах медиакартины мира. Они обслуживаются набором из семи семантических ролей, каждая из которых имеет специфическое содержание: агенс, коагенс, контрагенс, бенефициент(+),бенефициент(–), локатив и объект характеризации. Поскольку большинство из выявленных ролей являются ролями субъектного типа, государства описаны здесь как разносторонние деятели, активно, часто коллегиально, действующие ради преодоления мирового кризиса.
Заключение. Выводы, обобщающие результаты анализа, сведены к следующему: 1) «государство-участник» может описываться автономно, однако большинство контекстов представляют его в группе, действующим и оцениваемым комплексно, одновременно с другими «государственными» субъектами; чаще всего в таком режиме обсуждаются Россия, Китай, США и Европа; 2) заметной идеей, задающей интерпретацию реального положения дел, оказывается идея общего существования «государств-участников»: на ролевом уровне она конкретизирована как их «сообщность» или «всеобщность», на ситуативном же уровне – как их «объединение», «координирование», «сотрудничество», даже «солидарность»; 3) данная идея оформлена знаменательной и служебной лексикой с соответствующей семантикой и особо подчеркнута при использовании роли коагенса; 4) описание пандемии сопровождается разнообразными оценочными смыслами, которые, с одной стороны, квалифицируют эту ситуацию как глобальную проблему, а с другой – связаны с надеждой на ее разрешение.
Литература
1. Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru
2. Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily
3. Life. URL: https://life.ru
4. РБК. URL: https://trends.rbc.ru
5. Росконгресс. URL: https://roscongress.org
6. РИА Новости. URL: https://ria.ru
Библиографический список
1. Белоусова А.И. Фреймовая модель как способ структурирования ономастического концепта «Россия» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 3. С. 59–63.
2. Богуславская О.В., Осетрова Е.В. Субъективные составляющие языкового имиджа женщины-политика: контекст социально-речевой деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 4 (58). С. 63–77.
3. Боева-Омелечко Н.Б., Постерняк К.П. Репрезентация ассоциативной составляющей концепта Россия в современных британских СМИ // Когнитивные исследования языка. 2015. № 21. С. 310–312.
4. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп [Электронный ресурс]. 2008. № 2. URL: http://mediascope.ru/node/252
5. Гришина О.А. Актуализация концепта АМЕРИКА в современном русском языке // Концепт. Образ. Понятие. Символ: монография / отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2004а. С. 209–222.
6. Гришина О.А. Концепт АМЕРИКА как фрагмент русской языковой картины мира // Язык. Этнос. Картина мира: сб. науч. тр. / отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. С. 103–109.
7. Гришина О.А. Стереотипизация признаков концепта «Америка» в современном русском языке // Ethnohermeneutik und antropologie / Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Pä dagogik, 2004б. С. 161–165.
8. Лыткина О.И. Образ Америки в русской языковой картине мира // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 4. С. 215–219.
9. Му Юйси. Репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о современном искусстве // Казанская наука. 2022. № 3. С. 78–82.
10. Орлова О.Г. Образ России в зарубежных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (49). С. 146–149.
11. Орлова О.Г. Стереотипы-представления о России в американском публицистическом дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 4 (29). С. 93–102.
12. Осипова А.А., Михина О.В., Позднякова Н.В. Репрезентация концептов Россия и Германия в пуб-лицистических текстах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 3 (48). С. 34–41.
13. Сейдалова А.Б., Корнилова В.В. Образ России в современном медиапространстве // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19285
14. Точилина Ю.Н. Особенности вербализации концепта Russland (Россия) в немецких СМИ // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2013. № 1 (17). С. 92–97.
15. Урусова О.А. Америка // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. 4–24.
16. Чепкасов А.В. Образ – имидж – стереотип региона (к определению понятий) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 83–92.
17. Чэнь Кэюй, Осетрова Е.В. Китай в медиакартине мира // Сибирский филологический форум [Электронный ресурс]. 2018. № 3 (3). С. 20–30; URL: http://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/33
18. Чепкасов А.В. Составляющие имиджа Кузбасса в текстах выступлений губернатора Кемеровской области // Филология и культура. 2017. № 4 (50). С. 106–115.
19. Юдина Н.В., Селиверстова О.А. Лингвистический образ России в средствах массовой информации США (на материале заголовочных комплексов) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 6. С. 169–179. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.6.13