ПРОБЛЕМАТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ COVID-19 (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ VOSviewer)
Аннотация
Постановка проблемы. В течение последних пяти лет российское научное сообщество внимательно изучает природу коронавируса, процессы его развития и распространения, а также влияние на социум. Лингвистика вносит свой вклад в процесс осмысления пандемии COVID-19 на уровне языкового сознания и его отражения в текстах и языковой системе. Одновременно с этим возникает проблема систематизации подобных исследований.
Цель статьи. Последствия пандемии, которые до сих пор ощущает на себе мировое сообщество, и, как следствие, сформулированная выше необходимость глубокой научной рефлексии данного феномена определяют цель, которую ставит автор, – выявить основные направления содержательного анализа, организующие тематику и содержание современных лингвистических и шире – коммуникативных работ.
Методология и методы исследования в данном случае основаны на обнаружении и визуализации комплекса значимых взаимосвязей в русскоязычных лингвистических статьях пандемийной тематики, опубликованных в период развития пандемии коронавируса (COVID-19); обработка метаданных проведена с использованием программы VOSviewer.
Результаты исследования и обсуждение. Полученные результаты показали, что самые частотные ключевые слова, которыми оперируют авторы в 2019–2023 гг., распределились по двум группам. В первую группу входят «коронавирус», «пандемия», «covid-19»; эти лексемы и их контекстные синонимы становятся словесными символами пандемии COVID-19 и одновременно объектами разностороннего лингвистического анализа. Данное семантическое поле расширено ключевыми словами и словосочетаниями «вакцинация», «вакцина», «борьба с эпидемией», «карантин», «локдаун», которые детализируют объект анализа и поддерживают контекст, обозначая способы реакции общества на пандемию и ее последствия. Вторая группа ключевых слов: «СМИ», «средства массовой информации», «медиадискурс», «журналистика», «интернет», «социальные сети» – обозначает глобальные типы дискурсов, привлекшие внимание на фоне пандемии.
Заключение. В период пандемии COVID-19 в приоритете оказываются вопросы, значимые для медиалингвистики, медиариторики и интернет-лингвистики. Это не только подтверждает возможности лингвистики в решении междисциплинарных научных задач, но и демонстрирует ее потенциал в процессе комментирования гуманитарных проблем, выходящих за пределы языкового поля. В свою очередь, метод визуализации информационных «узлов», оформленных ключевыми словами, и связей между ними, доступный при использовании программы VOSviewer, предоставляет лингвистике инструмент анализа больших баз данных и определяет перспективы дальнейшего исследования темы пандемии, в частности в контекстах прогнозируемого будущего.
Литература
2. Аксенова О.Н., Скрипникова Е.В., Швец Е.В. Влияние пандемии коронавируса на лексический состав русского языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 5. С. 17–20. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-10-5-17-20; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47126011 (дата обращения: 22.08.2024).
3. Алексеева А.А., Ли Ц. Истинностная оценка в комментариях интернет-пользователей к новостям о пандемии коронавируса SARS-CoV-2 // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2023. № 2. С. 42–49. DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-2-42-49. URL: https://nguhist.elpub.ru/jour/article/view/1333/921 (дата обращения: 04.09.2024).
4. Ананьева Ю.С., Скрябина Е.Ю. Репрезентация концепта «коронавирус» в наивном медицинском дискурсе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 133–138. DOI: 10.37882/2223-2982.2023.4.01. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/700dca35-9b93-4816-bd56-504ad25c73bf (дата обращения: 22.08.2024).
5. Беглова Е.И. Публицистические тексты в жанре мини-анекдота периода пандемии 2020–2021 гг. // Лекантовские чтения-2021: матер. Междунар. науч. конф. М.: МГОУ, 2021. С. 246–250. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47913303 (дата обращения: 27.08.2024).
6. Ван Т. Фольклор в социальных сетях (на примере Twitter и Telegram) // Филология: научные исследования. 2023. № 2. С. 10–16. DOI: 10.7256/2454-0749.2023.2.39253. URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_39253.html (дата обращения: 25.08.2024).
7. Голованова Е.И., Маджаева С.И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 7. С. 48–55. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-10707. URL: http://astgmu.ru/wp-content/uploads/2021/11/O-slovare-epohi-pandemii-koronavirusa.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
8. Дзениш Д.К. Реакция социальных сетей на «инфодемию» // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. 2020. № 19. С. 95–97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44709822_40560891.pdf (дата обращения: 28.07.2024).
9. Катаева А.С. Народ VS власть: смеховой и официальный Covid-дискурсы // Уральский филологический вестник. Сер.: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2022. № 2. С. 143–155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48507092 (дата обращения: 06.08.2024).
10. Ли И. «Пандемия» дезинформации в СМИ о COVID-19 // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. № 1. С. 64–73. DOI: 10.24334/KBSU.2021.1.1.006. URL: https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2021/04/li-in.pdf (дата обращения: 07.09.2024).
11. Маслов Г.Н. Пандемия коронавируса в зеркале лингвистики: методы и инструменты анализа // Вестник науки. 2023. № 3. С. 260–264. DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-260-264. URL: https://www.вестник-науки.рф/archiv/journal-3-60-1.pdf#page=260 (дата обращения: 25.08.2024).
12. Пестова М.Е. Пандемия нового десятилетия: освещение темы коронавируса в СМИ // Медиа-среда. 2020. № 17. С. 166–172. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10136. URL: http://library.csu.ru/rbooks2/view2?code=vch/mediasreda/2020/01/036 (дата обращения: 02.09.2024).
13. Сизых М.М. Природная метафора как средство концептуализации пандемии COVID-19 в русскоязычных СМИ // Политическая лингвистика. 2023. № 1. С. 105–112. DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_12. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/17648/1/plin-2023-01-12.pdf (дата обращения: 27.07.2024).
14. Симакова С.И., Хоменко А.А., Исакова Т.Б. Визуальный контент как способ репрезентации темы коронавируса в СМИ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. № 1. С. 188–200. DOI: 10.51965/2076-7919_2023_1_1_188. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50330674_82876107.pdf (дата обращения: 18.07.2024).
14. Тодосиенко З.В., Брылева Р.Ф., Мингазетдинова Р.Ф. Интеграция англоязычных заимствований и неологизмов в разноструктурные языки (на материале лексических единиц коронавирусного периода) // Филология: научные исследования. 2023. № 1. С. 37–47. DOI: 10.7256/2454-0749.2023.1.39704. URL: https;//nbpublish.com’library_read_article.php?id=39704 (дата обращения: 14.08.2024).
15. Тульчинский Г.Л. Публичный дискурс коронавирусной пандемии: запрос на ответственность // Публичная политика. 2020. № 2. С. 14–29. DOI: 10.18721/JHSS.11202. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/394838241.pdf (дата обращения: 09.09.2024).
16. Шаманская М.А. Метафорическая репрезентация пандемии covid-19 в текстах немецких СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 103–109. DOI: 10.17308/lic.2021.2/3420. URL: https://journals.vsu.ru/lic/article/view/3420/3484 (дата обращения: 06.08.2024).
17. Яшина А.Р. Социальная сеть «Вконтакте» как информационный канал в период пандемии коронавирусной инфекции // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 518–523. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45628796_10318276.pdf (дата обращения: 21.08.2024).
19. Hendrix, I.C. (2004). RefWorks. Journal of the Medical Library Association, 1, 111–113. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC314118/ (access date: 14.08.2024).
20. Nie, X., Feng K., Wang, S., & Li, Y. (2021). Factors influencing public panic during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 12. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2021.576301
21. Raschepeyeva, D.D. (2020). The language of preventive healthcare: coronavirus pandemic discourse. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 7, 85–87. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10820