СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБТЕСТА «ЧТЕНИЕ» В ТЕСТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ВТОРОГО УРОВНЯ В РОССИИ И ВОСЬМОГО УРОВНЯ В КИТАЕ

Ключевые слова: тестирование, русский язык как иностранный, чтение, валидность, практичность, анализ.

Аннотация

Постановка проблемы. С непрерывным развитием китайско-российских отношений все больше и больше китайских студентов желают приехать в Россию на учебу. Тест по русскому языку как иностранному является важным инструментом для измерения уровня владения русским языком.

Цель статьи – с учетом содержания и качеств лингводидактического тестирования провести сравнительный анализ субтеста «Чтение» в ТРКИ-2 и ТРЯ-8.

Методология. В статье используются следующие методы: аналитический, синтетический, сравнительный, описательный, метод наблюдения и структурный метод.

Результаты исследования и обсуждение. Излагаются содержание и экзаменационные требования субтеста «Чтение» в ТРКИ-2 в России и ТРЯ-8 в Китае, а также с точки зрения качества лингводидактического тестирования проводятся сравнение и анализ субтеста «Чтение» в двух тестовых системах, особенно содержательной валидности и практичности, включая количество текстов, пассивной лексики, новых слов, темы текстов в каждом субтесте. Полученные результаты можно использовать в качестве основы для разработки будущих тестовых вопросов.

Заключение. В результате исследования подготовлены предложения по разработке субтеста «Чтение».

Литература

1. Андрюшина Н.П., Макова М.Н. Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень. Общее владение. 10-е изд. СПб.: Златоуст, 2019. 140 с.
2. Ань Синькуй. Анализ и исследование теста по чтению государственного экзамена по русскому языку // Изучение русского языка. 2012. (006). С. 35–41 (на китайском языке; 安新奎.国家俄语考试阅读测试的分析与研究// 俄语学习. 2012 (006). 35–41). URL: https://www.zhangqiaokeyan.com/academic-journal-cn
3. Балыхина Т.М., Клобукова Л.П., Корчагина Е.Л., Юрков Е.Е. Российская система тестирования по РКИ: современное состояние и перспективы развития // Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания X конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: сб. докладов. СПб., 2003. Т. 2. С. 4–20. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004381031
4. Беликова Л.Г. Тестор и преподаватель: трансформация компетенции // Актуальные вопросы языкового тестирования. Вып. 2 / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова и др.; под ред. И.Ю. Павловской. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 470-483. URL: http://irina-pavlovskaya.ru/txt/abtj.pdf
5. Ван Юйтин, Ерофеева И.Н. Экзамен по русскому языку как иностранному и по китайскому языку как иностранному: сравнительный анализ // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе: матер. докл. и сообщ. XXVII Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. 382 с. URL: http://publish.sutd.ru/docs/content/sb_filology_2022.pdf
6. Веренич Т.К., Пономарева Е.А., Жигаева А.А. Тестовые стратегии для подготовки к прохождению субтеста «Чтение» ТРКИ 1 // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 22–25. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary
7. Ерофеева И.Н., Попова Т.И. Реализация современных принципов в разработке субтеста «Чтение и использование языка» ТРКИ-II // Русистика. 2021. Т. 19, № 2. С. 207–221. URL: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-2-207-221
8. Ерофеева И.Н. Тестирование по русскому языку: структура, содержание, проблемы // Актуальные вопросы языкового тестирования / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова и др.; под ред. И.Ю. Павловской. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. Вып. 2 С. 141–146. URL: http://irina-pavlovskaya.ru/txt/abtj.pdf
9. Жильцова Л.Ю. Лингводидактическое тестирование: создание надежного и валидного теста по русскому языку как иностранному // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 1232–1236. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary
10. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование: науч.-теорет. пособие. М.: Высшая школа, 1989. 127 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001487322
11. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, И.Н. Афанасьева, Г.А. Битехтина и др.; под ред. Н.П. Андрюшиной. 5-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 164 с. URL: https://www.plus.ac.at/wp-content/uploads/2021/06
12. Ли Мяо. Исследование валидности субтеста по чтению для 4-го уровня по русскому языку: дис. ... магистр. Хэйлунцзян, 2015. 96 с. (на китайском языке; 李淼. 俄语专业四级阅读测试效度研究. 硕士研究生毕业论文,黑龙江:2015. 96). URL: https://max.book118.com/html/2019/0124/8025133103002003.shtm
13. Ли Сяоцзюй. Наука и искусство языкового тестирования (гл. 27). Чанша: Хунаньское изд-во образования, 2001. 537 с. (на китайском языке; 李筱菊.语言测试的科学与艺术,长沙:湖南教育出版社. 2001. 第27. 537). URL: https://max.book118.com/html/2017/1209/143391887.shtm
14. Лукьянова С.В. К вопросу о содержании субтеста по чтению ТРКИ второго сертификационного уровня // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития. 2018. № 8. С. 52–56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35587499_62948281.pdf
15. Лю Жунцин, Хань Баочэн. Языковое тестирование и его методы. 2-е изд., испр. Пекин: Изд-во по преподаванию и исследованию иностранных языков, 2017. 244 с. (на китайском языке; 刘润清,韩宝成,语言测试和它的方法:修订版,第2版.北京:外语教学与研究出版社. 2017. 244). URL: https://www.taodocs.com/p-51840015.html
16. Нестерова Т.Е. К определению понятия «валидность» // Тестология. 2020. № 3 (15). С. 5–13. URL: http://journaltestology.ru/txt/15.pdf
17. Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним / Постановление Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 255. 2014. С. 1–7 [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/files/10308 (дата обращения: 04.02.2023).
18. Павловская И.Ю. Уровни владения иностранным языком // Актуальные вопросы языкового тестирования. Вып. 2 / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова и др.; под ред. И.Ю. Павловской. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 94–98. URL: http://irina-pavlovskaya.ru/txt/abtj.pdf
19. Попова Т.И. Оценка уровня сформированности дискурсивной компетенции билингвов старшего школьного возраста // Актуальные вопросы языкового тестирования. Вып. 2 / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова и др.; под ред. И.Ю. Павловской. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 630–638. URL: http://irina-pavlovskaya.ru/txt/abtj.pdf
20. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. Таллин: Валгус, 1987. 352 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001347800
21. Рогова К.А. Чтение как объект тестирования // Актуальные вопросы языкового тестирования / С. Ахола, А.А. Башарин, Н.И. Башмакова и др.; под ред. И.Ю. Павловской. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. Вып. 2 С. 382–389. URL: http://irina-pavlovskaya.ru/txt/abtj.pdf
22. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Аверьянова и др. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 112 с. URL: https://gct.msu.ru/docs/B2_test.pdf
23. Хуан Мэй. Тесты по русскому языку 8-й уровень / гл. ред. Хуан Мэй; сост. Хуан Мэй и др. 2-е изд. Пекин, 2014. 250 с. (на китайском языке; 黄玫. 高等学校俄语专业八级考试大纲•真题•模拟 / 黄玫主编;黄玫等编. –2版.北京:外语教学与研究出版社,2014. 250). URL: https://item.jd.com/12590707
24. Хэ Ли. Прагматическая валидность вопросов на понимание чтения профессионального теста 8-го уровня 2011–2015 гг. // Русское обучение в Китае. 2016 (01). С. 77–82 (на китайском языке; 贺莉. 2011–2015年俄语专八考试阅读理解试题的语用效度考量 // 中国俄语教学. 2016 (01). 77–82). URL: https://www.doc88.com/p-2773123512437.html
25. Цзин Цзинхуа, Верикая А.А. Курс чтения по русскому языку. Пекин: Китайская аэрокосмическая пресса, 2018. 296 с. (на китайском языке; 敬菁华. А. А. 韦莉卡娅. 俄语阅读教程.北京: 中国航天出版社, 2018, 296). URL: https://m.ftxia.com/item.htm?id=xbrdRbVIOMKXRYXQT7
26. Чжао Вэй. Русское чтение (1). Харбин: Изд-во Харбинского технологического института, 2006. С. 268 (на китайском языке; 赵为. 俄语阅读(一). 哈尔滨:哈尔滨工业大学出版社, 2006, 268). URL: https://book.kongfz.com/502444/4858263502/
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Yuting, W. (2023). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБТЕСТА «ЧТЕНИЕ» В ТЕСТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ВТОРОГО УРОВНЯ В РОССИИ И ВОСЬМОГО УРОВНЯ В КИТАЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 133-144. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/501