ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВУЗЕ
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время со стороны государства отмечено повышенное внимание к физкультурно-оздоровительной деятельности населения в целом и преподавателей вузов в частности. В вузах как учреждениях высшего профессионального образования должна быть организована работа по сохранению и укреплению здоровья не только обучающихся, но и преподавателей, направленная на развитие их функ-циональных возможностей, совершенствование уровня физической подготовленности и обеспечение психофизической готовности к трудовой деятельности. Вместе с тем следует отметить, что количество преподавателей в вузах, имеющих отклонения в состоянии здоровья, составляет 65–68 % от общего числа, следовательно, их функциональное состояние, уровень физической подготовленности признаются недостаточными
(Митина, 2005; Скворцова, 2008). Таким образом, была сформулирована проблема научного исследования: каким именно должно быть содержание спортивно-оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе, какими методиками осуществить этот процесс, какие применять средства и методы. Для достижения поставленной цели необходимо повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями, обеспечить вовлеченность преподавателей в физкультурно-оздоровительное движение для улучшения функционального состояния уровня физической подготовленности, продолжительности жизни и достижения активного творческого долголетия.
Методология исследования представляет анализ и обобщение различных научно-исследовательских работ отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере высшего образования.
Результаты. Проведенный количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы, сравнительный анализ результатов исследования выявили важность эмоционально-психологического состояния преподавателей при выполнении профессиональных трудовых функций.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали высокую эффективность спортивно-оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя высшей школы. Это позволило улучшить функциональное состояние и морфологические характеристики, повысить физическую и умственную работоспособность, снизить общую заболеваемость ОРЗ, повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями и соблюдению здорового образа жизни.
Литература
2. Асташина М.П. Физкультурно-оздоровительная деятельность с разными возрастными группами населения: учеб. пособие / СибГУФК. Омск, 2014. 188 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. 240 с.
4. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 2–7.
5. Голубева Е.В., Котова О.В. Физическая культура как социальный аспект развития общества // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Курск, 2020. С. 81–84.
6. Гончарук Я.А. Мотивация преподавателей к участию в проектной деятельности по физической культуре в условиях вуза // Теория и практика физической культуры. 2023. № 3. С. 45–47.
7. Гребенникова Н.Б. Некоторые аспекты здоровьесбережения в современном вузе с позиции преподавателей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (48). С. 145–148.
8. Дворкин В.М., Пузырева С.В. Оценка индивидуальной предрасположенности к определенной спортивной деятельности // Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти мастера спорта СССР по самбо и дзюдо, заслуженного тренера РСФСР полковника милиции Э.В. Агафонова. Красноярск, 2021. С. 203–205.
9. Жолоб С.С., Колесников В.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной работы с профес-сорско-преподавательским составом вузов // ЦИТИСЭ. 2020. № 3. С. 140–149.
10. Корчевский А.М., Токарь Е.В. Повышение качества жизни преподавателей университета: исследования российских ученых и авторский подход к решению проблемы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 167–170.
11. Лемиш В.Ю., Мовсесян Э.Л. Массовая физическая культура и физкультурно-оздоровительная работа в вузах // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики / Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. Краснодар, 2020. С. 109–114.
12. Логинов Д.В. Здоровьеформирующие технологии, доступная и безопасная среда в образовании // Адаптация учащихся всех ступеней: XIV Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием / под общ. ред. Ю.Г. Кузмичева. 2018. С. 168– 170.
13. Лопатин Л.А. Пути решения проблемы повышения мотивации к занятиям физической культурой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 239–241.
14. Матухно Е.В., Шлюхто Т.А. Основные направления физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных организациях // Современные проблемы науки и образования. Иваново, 2019. С. 220–224.
15. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Зенуков И.А. Модернизация занятий физической культурой на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-zanyatiy (дата обращения: 04.10.2023).
16. Akhmatgatin A.A. et al. The effectiveness of students' preparation in physical training at the universities of various departments // Physical Education of Students. 2020. Vol. 24, No. 1. P. 4–10.
17. Astrand P.O. Optimal function and health // Bibl Cardiol. 1976. Is. 36. P. 11–8.
18. Berger R.A. Comparison between resistance load and strength improvement // Research Quarterly. American Association for Health, Physical Education and Recreation. 1962. Vol. 33, is. 4. P. 637.
19. Brouha L., Health C.W., Graybiel A. Step test simple method of measuring physical fitness for hard muscular work in adult men // Reviews of Canadian Biology. 1943. Is. 2. P. 86.