ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИОННЫХ РИСУНКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Ключевые слова: обучение алгебре, двуязычие, GeoGebra, анимационный рисунок, тувинский язык.

Аннотация

Постановка проблемы. В настоящее время в школах Республики Тыва обучение производится на двух языках – тувинском (родном) и русском. Для понимания и повышения уровня усвоения учебного материала школьниками-билингвами в данной статье рассматривается обучение алгебре с использованием анимационных возможностей компьютерно-динамической среды GeoGebra в условиях двуязычия.

Цель статьи – продемонстрировать возможности использования анимационных рисунков в среде GeoGebra с языковой тувинской поддержкой на примере обучения учеников-билингвов седьмого класса и экспериментально подтвердить результативность предложенного подхода с применением эмпирических и статистических методов.

Методология. Методологическими основами исследования являются системно-деятельностный, личностно ориентированный, когнитивно-визуальный, исследовательский и билингвальный подходы. Изучены и проанализированы научные труды по использованию анимационных рисунков в обучении математике в школе, проблемам и перспективам билингвального обучения в Республике Тыва. С целью выявления мнения учащихся о результатах обучения алгебре с применением анимационных рисунков в среде GeoGebra было проведено анкетирование школьников-билингвов экспериментальной группы. Оценка результативности предложенного подхода была проведена с применением методов математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Результаты исследования. Представлены примеры компьютерных, анимационных рисунков на уроках алгебры с сопровождением на тувинском языке. Созданные анимационные рисунки в условиях двуязычия повышают интерес школьников седьмого класса к обучению алгебре, несмотря на языковой барьер у учащихся школ Республики Тыва.

Заключение. Использование созданных анимационных рисунков в среде GeoGebra с сопровождением на тувинском языке на уроках алгебры седьмого класса в условиях двуязычия обеспечивает наглядность математических понятий и утверждений, снижает вычислительные трудности, а также помогает учителю провести тестирование полученных знаний. Компьютерные анимационные рисунки в условиях двуязычия используются в создании учителем задач с ожидаемым решением. Они обеспечивают возможности экспериментирования при обучении алгебре школьников-билингвов.

Литература

1. Абдулкин В.В., Калачева С.И., Кейв М.А., Ларин С.В., Майер В.Р. Компьютерная анимация в обучении математике в педагогическом вузе: монография. Красноярск, 2019. 164 с.
2. Ларин С.В., Сарыглар С.В. Алгебра 7 класса с анимационными рисунками: учеб. пособие для учителей математики и студ. физико-математических специальностей пед. вузов. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2022. 72 с.
3. Ларин С.В., Чилбак-оол С.В. Анимационные рисунки как технологическая часть цифрового обучения математике в свете цифровизации образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 3 (53). С. 54–61.
4. Ларин С.В., Чилбак-оол С.В. Использование анимационных рисунков на уроках алгебры 7 класса по теме «Многочлены» // Информационные технологии в математике и в математическом образовании. 2019. С. 61–69.
5. Ларин С.В., Чилбак-оол С.В. Использование компьютерной анимации в школьной алгебре чисел и многочленов // Информатизация образования и методика электронного обучения. Красноярск, 2018. Ч. 1. С. 144–148.
6. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 7 кл. / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2023. 256 с.
7. Майер В.Р., Семина Е.А. Информационные технологии в обучении геометрии бакалавров – будущих учителей математики: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 516 с.
8. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7 кл. М.: Вентана-Граф, 2015. 272 с.
9. Сарыглар С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках алгебры 7 класса // Информационные технологии в математике и в математическом образовании. 2021а. C. 126–131.
10. Сарыглар С.В. Компьютерная анимация на уроках алгебры 7 класса: результаты экспериментальной работы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021б. № 4 (58). С. 126–131. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-310
11. Сарыглар С. В. Компьютерные анимационные рисунки в среде GeoGebra на уроках алгебры в седьмом классе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 116–122. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-116-122
12. Танзы М.В., Саая С.К., Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Ондар Ч.М. Юрта как геометрическая модель в обучении математике в Туве // Новые исследования Тувы. 2020. № 4. С. 80–91. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.6
13. Abboud, E. (2023). Minimizing inside a triangle with GeoGebra. International Journal of Mathematical Education in Science & Technology, 54, 913–923. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2022.2067789
14. Abebayehu, Y., & Hsiu-Ling, C. (2023). GeoGebra in mathematics education: a systematic review of journal articles published from 2010 to 2020. Interactive Learning Environments, 31(2), 5682–5697. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2021.2016861
15. GeoGebra.URL: https://www.geogebra.org/
16. Hai, T.N., Van, Q.N., & Thi Tuyet, M.N. (2021). Digital transformation: Opportunities and challenges for leaders in the emerging countries in response to COVID-19 pandemic. Emerg. Sci. J., 5, 21–36. DOI: 10.28991/esj-2021-SPER-03
17. Hdez, A., Perdomo-Díaz, J., & Camacho, M. (2020). Mathematical understanding in problem solving with GeoGebra: a case study in initial teacher education. International Journal of Mathematical Education in Science & Technology, 51(1), 208–223. DOI: https://doi.org/10.1080/0020739X.2019.1587022
18. Radović, S., Radojičić, M., Veljković, K., & Marić, M. (2020). Examining the effects of Geogebra applets on mathematics learning using interactive mathematics textbook. Interactive Learning Environments, 28(1), 32–49. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2018.1512001
19. Safonov, V.I., Bakaeva, O.A., & Tagaeva, E.A. (2019). Potential capabilities of the Geogebra interactive environment during the implementation of the continuity of the “school-university” mathematical education. Perspectives of Science and Education, 1(37), 431–444. DOI: 10.32744/pse.2019.1.32
20. Shabanova, M., Udovenko, L., & Nimatuliev, M. (2019). Experimental mathematics as environment for preparation of students for research in the form “Science 2.0”. Mathematics and Informatics, 2(62), 168–179.
21. Taryma, A.K. (2019). Formation of information and communication competence of the future teacher of the Republic of Tyva in conditions of bilingualism. Prospects of Science and Education, 4(40), 77–90. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.7
22. Vainshtein, Y.V., Esin, R.V., & Shershneva, V.A. (2020). Individualization of teaching mathematical logic in the electronic environment. Prospects of Science and Education, 47(5), 147–159. DOI: 10.32744/pse.2020.5.10
23. Vainshtein, Y.V., Shershneva, V.A., Esin, R.V., & Noskov, M.V. (2019). Individualisation of education in terms of e-learning: Experience and prospects. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 12(9), 1753–1770. DOI: 10.17516/1997-1370-0481
24. Zehavit, K., Meirav, A., Miriam, D., & Tali, M. (2022). Self-efficacy and problem-solving skills in mathematics: the effect of instruction-based dynamic versus static visualization. Interactive Learning Environments, 30(4), 759–778. DOI: 10.1080/10494820.2019.1683588
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
V., S., & V., V. (2024). ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИОННЫХ РИСУНКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 5-15. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/535