ФОЛЬКЛОРНОЕ ПЕНИЕ (РОДОВАЯ ПЕСНЯ) КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

  • Podosinov Vladimir N. Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0007-5606-4424
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с ОВЗ, музыкально-голосовые технологии, материнская терапия, родовая песня.

Аннотация

Проблема и цель. Сегодня наиболее актуальны роль матери в коррекционном процессе при оказании помощи своему ребенку, имеющему проблемы в развитии; задача обучения матери проведению психотерапевтического и коррекционного процесса совместно с психологом.

У ребенка внутриутробно и с самого рождения создаются предпосылки настроенности восприятия материнской речи, ее звуковых характеристик.

Цель статьи – изучить влияние родовой песни как части этнокультурного наследия в коррекционном процессе ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Методологию исследования составляют основные положения системного подхода, предложенные Б.Ф. Ломовым, положения Л.С. Выготского о социальном опосредовании психической деятельности человека и роли слова в этом развитии.

Результаты исследования. Характеристики голоса матери, которые ребенок слышал внутриутробно, речь, музыкально-шумовая фонограмма создают основы для восприятия ребенком материнского пения и влияют на коррекцию синдрома СДВГ.

Личностные изменения матери и ребенка происходят на фоне пения семейной песни всего рода, через коммуникации, обращенные к субъекту песенного общения, т.е. ребенку.

Заключение. Достигнутые результаты позволяют констатировать результативность и эффективность коррекционной работы с применением родового пения на этапе дошкольного развития ребенка. С учетом анализа полученных количественных данных предложена технология коррекции поведения, личностной сферы ребенка с синдромом СДВГ.

Литература

1. Афанасьева А.Б., Троицкая Т.В. Искусство скоморохов в этнокультурном развитии ребенка // Детство в глобальном информационном пространстве: матер. междунар. конф. Конфликт поколений в контексте информационной глобализации. 18–20 апр. 2007 г. СПб., 2007. С. 257–261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23225401&pff=1
2. Большунова Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 7–17. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/3434/1/krizis-detstva-ili-krizis-vzrosl.pdf
3. Большунова Н.Я., Устинова О.А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов: сб. науч. матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 15 ноября 2016). Альманах Научного архива Психологического института / сост., науч. ред., отв. ред. О.Е. Серова, Е.П. Гусева. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. Вып. 8. С. 341–354. URL: http://old.step-into-the-future.ru/sites/default/files/articles-bogoyavl/opitRealOtechMetodol.pdf
4. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическим воспитании ребенка первых дней его детства // Вестник воспитания. Изд-во: Типолитография И.Н. Кушнеревъ и К. 1915. № 6. С. 47–57. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:179278/Source:default
5. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии 2008. № 4. С. 3–12. URL: https://catalog.msu.by/opac/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:152547/Source:default
6. Вознесенский И.И. О церковном пении православной греко-российской церкви // Большой знаменный распев. Киев, 1889. С. 234. URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:228483/Source:default
7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 6. С. 31. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-9-orudie_i_znak_v_razvitii_rebenka.pdf
8. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: практическое руководство. Новосибирск: Прогресс, 1995. 79 с.
9. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2013. 320 с.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000623136
11. Подосинов В.Н Материнская психотерапия и психическое здоровье ребенка // Философия образования XXI века. НИИ философии образования. НГПУ. 2002. № 4. С. 103–108.
12. Подосинов В.Н. Музыкально-голосовые технологии психологической помощи детям дошкольного возраста с проблемами в развитии // Развитие человека в современном мире. 2023. № 3. С. 98–108. URL: https://rch-journal.ru/article/view/520
13. Подосинов В.Н., Лисиченко О.В., Безбородова В.В., Дегтярев Н.В. Психологическая коррекция личности в предфатальном состоянии: проблемы и перспективы // Международный конгресс «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия 1999»: Сер. тр. «Экология человека». 1999. Т. 4, ч. II: Здоровье нации: образование и духовность. С. 370. URL: https://rusneb.ru/catalog/010003
14. Райков В.Л. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 1. С. 106–115. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:26272/Source:default
15. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8, № 1. С. 45–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47607
16. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2000. 216 с. URL: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=918
17. Черниговская Т.В., Аллахвердов В.М., Коротков А.Д., Гершкович В.А., Киреев М.В., Прокопеня В.К. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36, вып. 4. С. 675–686. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozg-cheloveka-i-mnogoznachnost-kognitivnoy-informatsii-konvergentnyy-podhod
18. Чернявская В.С., Санина Н.Н. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами голосовой терапии молодым людям с расстройством аутистического спектра // Развитие человека в современном мире. 2023. № 1. С. 101–111. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/4196/1/razvitie-cheloveka-v-sovremennom.pdf
19. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7–13. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:23896/Source:default
20. Ekman, P. (1964). Body position, facial expression and verbal behavior during interviews. Journal of Abnormal and Social Psychology, 68, 295–301. URL: https://www.paulekman.com/wp-content/uploads/2013/07/Body-Position-Facial-Expression-And-Verbal-Behavior-During-I.pdf
21. Elkind, D. (2001). Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Perseus Publishing.
22. Postman, N. (1994). The Disappearance of Childhood. New York, Vintage Books, a division of Random House, Inc. URL: https://interesi.files.wordpress.com/2017/10/disappearance.pdf
23. Raikov, V.L. (1992). Hypnosis as an active creative act and posthypnotic development of enhanced creativity. The Journal of Creative Behavor, 26(3), Third Quarter, 148–155. URL: https://www.semanticscholar.org/author/V.-Raikov/3285859
24. Raikov, V.L. (1976). The possibility of creativity in the active stage of hypnosis. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 24(3), 258–268. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/879057/
25. Raikov, V.L. (1977). Theoretical analysis of deep hypnosis creative activity of hypnotized subjects into transformed selfconsciousness. American Journal of Clinical Hypnosis, 19(4), 214–220. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/879057/
26. Rossi, E. (1973). Psychological shocks and creative moments in Psychotherapy. The American Journal of Clinical Hypnosis, 64(2), 171–184. URL: https://www.sciencegate.app/document/10.1080/00029157.2021.1999146
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
N., P. (2024). ФОЛЬКЛОРНОЕ ПЕНИЕ (РОДОВАЯ ПЕСНЯ) КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 51-66. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/540