ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Karakulova Olga V. Томский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-5319-3377
  • Buravleva Natalia A. Томский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-5176-7533
Ключевые слова: профессии будущего, рынок труда, современные подростки.

Аннотация

Проблема. В сети интернет много информации о профессиях будущего, о профессионально важных качествах специалиста завтрашнего дня. Исходя из основных траекторий развития экономики Российской Федерации и других государств, созданы тематические сайты с описанием профессий (архитектор «энергонулевых» домов, контролер нейросетей, разработчик нанороботов), которые будут востребованы через 5, 10, 15 лет. При этом в настоящее время есть реальные дефициты специалистов действующих отраслей экономики. Кадровый дефицит – одна из проблем современного общества, о которой говорят на разных уровнях. Эту проблему необходимо решать через работу с подростками, которым в ближайшие годы предстоит определиться с выбором профессионального развития. Необходимо учитывать психологию современных подростков, их профессиональные склонности и предпочтения, а также то, насколько они сориентированы и информированы о востребованных профессиях будущего. В статье актуализируется проблема востребованности специалистов на рынке труда в настоящее время, в ближайшем будущем и выбора профессии подростками с учетом развития экономики.

Цель статьи – описать ключевые проблемы профориентационной деятельности с обучающимися на современном этапе.

Методологию исследования составили отечественные концепции о развитии человека Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, а также труды Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной о специфике профориентационной работы.

Методы исследования. Методика выявления профессионально ориентированных типов личности Дж. Голланда, анкеты об информированности о профессиях будущего и о специфике профориентационной работы в образовательных организациях, в которых обучаются подростки. В исследовании участвовали 486 подростков в возрасте 12–15 лет, проживающих на территории города Томска.

Результаты исследования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что современные подростки не владеют информацией о профессиях будущего, для них наиболее привлекательны творческие профессии (дизайнер, фотограф), связанные с коммуникацией. Причем среди девушек в большей степени выражен ориентир на социальный и артистический тип. Среди отвергаемых профессий подростки указали следующие профессии: врач, учитель, бухгалтер, уборщик, дворник. В профориентационной деятельности используются тестирование, экскурсии на предприятия, беседы с приглашенными специалистами со своей историей успеха и в меньшей степени уделяется внимание на профориентационных мероприятиях вопросам востребованности профессии на рынке труда в регионе.

Заключение. Исследование отображает основные существующие проблемы в профориентационной деятельности с современными подростками, которые необходимо учитывать при проведении профориентационных мероприятий с целью осознанного выбора профессии.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Буравлева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационного потенциала студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 233–239. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-233-239
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл ЭКСМО, 2004. 1134 с.
4. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 128–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47697015 (дата обращения: 03.03.2024).
5. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. Приоритеты психолого-педагоги-ческой работы с поколением Z (зарубежный опыт) // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 4. C. 89–102. URL: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090408
6. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 1. С. 36–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/Professionalnoe-samoopredelenie
7. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2010. № 2. С. 15–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/Subektno-deya (дата обращения: 03.03.2024).
8. Каракулова О.В., Богомаз С.А. Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 117–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/Ocenka-realizuemosti (дата обращения: 03.05.2024).
9. Колесникова Е.М. Профориентация в школе как фактор социальной стратификации: новые практики в российской системе образования // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 3. C. 197–214. DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.9
10. Кучерихин В.В. Поколение Z – поколение «прямого эфира» и «историй» // Череповецкие научные чтения – 2017: Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 т. Череповец, 21–22 ноября 2017 г. Череповец: Черепов. гос. ун-т, 2018. Т. 1. С. 70–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34917567 (дата обращения: 03.03.2024).
11. Попков С.Ю. Человек и труд в цифровой посткризисной экономике: взаимосвязь, современные тренды, постановочные вопросы, профессии будущего, системные решения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16, № 2. С. 20–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42848692 (дата обращения: 03.03.2024).
12. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289–303. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-3-289-303
13. Резапкина Г.В. Тупиковые «тренды» профориентации // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по матер. всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Красноярск, 14 октября – 30 ноября 2017 г. Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2018. С. 19–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32505212 (дата обращения: 03.03.2024).
14. Сергеев И.С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 11-48. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-11-48
15. Царско А.А. Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 37–47. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-37-47
16. Царско А.А., Костюкова Т.А., Серягина М.В., Белгибаев Р. Профориентация школьников в современных социокультурных условиях // Педагогическое образование в условиях смешанного обучения в России и других странах: сб. тез. участников междунар. науч.-практ. конф. (28 октября 2021 г., ФГБНУ ИСРО РАО, Москва, Россия). Москва, 2021. С 146–148.
17. Шаехов М.Р., Давлетшина Л.А., Кондратьева Н.Б. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся Республики Татарстан: системный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3 (43). С. 111–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47173105 (дата обращения: 03.03.2024).
18. Dastidar, A.G., & Sikdar, S. (2015). Occupation choices of high school and college students with special reference to teaching and research. Policy Futures in Education, 13 (3), 375–394. DOI: 10.1177/1478210315569041
19. Davies, P., Qiu, T., & Davies N.M. (2014). Cultural and human capital, information and higher education choices. Journal of Education Policy. 29 (6), 804–825. DOI: 10.1080/02680939.2014.891762
20. Galliott, N., & Graham, L.J. (2015). School based experiences as contributors to career decision-making: findings from a cross-sectional survey of high-school students. Australian Educational Researcher, 42 (2), 179–199. DOI: 10.1007/s13384-015-0175-2
21. Leskauskas, D. (2020). Generation Z – everyday (living with an) auxiliary ego. International Forum of Psychoanalysis, 29 (3), 169–174. DOI: 10.1080/0803706X.2019.1699665
22. Manap, J. et al. (2019). The relevance of radio broadcasts towards Z generation teenagers in Malaysia. Malaysian Journal of Communication, 35 (2), 123–142. DOI: 10.17576/JKMJC-2019-3502-08
23. Setko, A.G., Bulycheva, E.V., & Setko, N.P. (2019). Pecularities of prenosological changes in mental and physical health of students from Generation Z. Health Risk Analysis, 4, 158–164. DOI: 10.21668/health.risk/2019.4.17
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
V., K., & A., B. (2024). ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 102-114. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/556