МЕТОДИКА «СКАФФОЛДИНГ» В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Постановка проблемы. В зарубежной теории и методике преподавания иностранного языка широко используются термины «технология строительных лесов» или «скаффолдинг» (scaffolding) для описания дидактических приемов взаимодействия преподавателя со студентом, при котором преподаватель старается сделать содержание урока доступнее. В отечественной теории и методике преподавания языка технология также начинает использоваться, но пока она еще недостаточно изучена.
Цель статьи – проанализировать доступные материалы в зарубежной теории и методике для лучшего понимания термина «скаффолдинг», для того, чтобы дать рекомендации по практике и указать направление для будущих исследований.
Методы исследования. В статье предпринята попытка оценить частотность и всплеск по исследуемой теме и выявить основные научные источники по проблеме использования методики скаффолдинга в обучении иностранному языку. Карта знаний по теме была построена на основе базы данных Web of Science Core Collection, а также библиометрического решения CiteSpace, которые часто используются для визуализации содержания публикаций авторов и научных достижений исследовательских институтов в данной области.
Результаты исследования. К 2022 г. статистические данные свидетельствуют об устойчивом росте ежегодного количества публикаций по теме (508 статей на английском языке). Соня К. Кейбелл (Университет штата Флорида) и Юйфэнь Ян (Национальный научно-технический университет Юньлинь) опубликовали наибольшее количество работ в журналах, входящих в международные наукометрические базы. Ряд других авторов образуют устойчивую сеть исследовательского сотрудничества в изучаемой области знаний о теории и методике обучения иностранному языку. Картирование знаний учреждения показывает, что Наньянский технологический университет, Национальный научно-технический университет Юньлинь, Университет Монаша имеют наибольшее количество публикаций. Анализ и сопоставление частотности ключевых слов, а также статистики цитирования показывает, что исследования в этой области сосредоточены на обучении грамотности на уроках английского языка.
Заключение. С помощью программы визуального анализа Citespace уточнена доступная база знаний для исследований в области преподавания и изучения языков на основе изучаемой методики, а также предс-тавлены последние достижения, которые авторы предлагают в рамках нового подхода к исследованию обучения языку с помощью поддержки обучающихся (scaffolding). Исследуемая методика перспективна и заслуживает изучения в контексте российской теории и методики обучения иностранному языку.
Литература
2. Чэнь Юэ, Чэнь Чаомэй, Лю Цзэюань и др. Citespace чжи ши ту бу дэ фань фа кон нэнь [Методологические особенности «Citespace» карты знаний] // ко сюэ иан цзию [Научные исследования], 2015, 33 (2):242–253 (на китайском языке; 陈悦,陈超美,刘则渊等,Citespace知识图谱的方法功能(J),科学学研究,2015,33 (2):242–253).
3. Aljaafreh, A., & Lantolf, J.P. (1994). Negative feedback as regulation and second language learning in the zone of proximal development. The Modern Language Journal, 78 (4), 465–483.
4. Athanases, S.Z., & de Oliveira, L.C. (2014). Scaffolding versus routine support for Latina youth in an urban school: Tensions in building toward disciplinary literacy. Journal of Literacy Research, 46 (2), 263–299.
5. Bruner, J. (1978). The role of dialogue in language acquisition. The Child’s Conception of Language, 2 (3), 241–256.
6. Copp, S.B., Cabell, S.Q., Gabas, C., Slik, D., & Todd, J. (2023). The rising star scaffolding guide: Supporting young children’s early spelling skills. The Reading Teacher, 76 (4), 380–389.
7. Johnson, E. (2021). Contingency in context: A Study of exemplary reading teachers’ use of planned scaffolds in secondary English classes with emergent bilinguals. Reading & Writing Quarterly, 37 (3), 260–278.
8. Kirova, A., & Jamison, N.M. (2018). Peer scaffolding techniques and approaches in preschool children’s multiliteracy practices with iPads. Journal of Early Childhood Research, 16 (3), 245–257.
9. Klingner, J.K. & Vaughn, S. (2000). The helping behaviors of fifth graders while using collaborative strategic reading during ESL content classes. TESOL Quarterly, 34, 69–98.
10. Lee, S-H. & Muncie, J. (2006). From receptive to productive: Improving ESL learners’ use of vocabulary in a postreading composition task. TESOL Quarterly, 40, 295–320.
11. Lutz, S.L., Guthrie, J.T., & Davis, M.H. (2006). Scaffolding for engagement in elementary school reading instruction. The Journal of Educational Research, 100 (1), 3–20.
12. Mahboob, A. (2014). Meeting the challenges of English-medium higher education in Hong Kong. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 52 (2), 183–203.
13. Miller, J. (2013). Communicative literacy pedagogy: Engaging EAL students in reading comprehension. English in Australia, 48 (1), 36–45.
14. Odo, D.M. (2018). A comparison of readability and understandability in second language acquisition textbooks for pre-service EFL teachers. Journal of Asia TEFL, 15 (3).
15. Ohta, A.S. (2000). Rethinking interaction in SLA: developmentally appropriate assistance in the zone of proximal development and the acquisition of L2 grammar. In: J.P. Lantolf (Ed.), Sociocutural theory and second language learning (pp. 51–78). New York: Oxford University Press.
16. Oliveira de, L.C., Gilmetdinova, A., & Pelaez-Morales, C. (2016). The use of Spanish by a monolingual kindergarten teacher to support English language learners. Language and Education, 30 (1), 22–42.
17. Palincsar, A.S., & Brown, A.L. (1984). Reciprocal teaching of comprehension-fostering and comprehension-monitoring activities. Cognition and Instruction, 1, 117–175.
18. Peercy, M.M. (2011). Preparing English language learners for the mainstream: Academic language and literacy practices in two junior high school ESL classrooms. Reading & Writing Quarterly, 27 (4), 324–362.
19. Portier, C., Friedrich, N., & Peterson, S.S. (2019). Play (ful) pedagogical practices for creative collaborative literacy. The Reading Teacher, 73 (1), 17–27.
20. Pratt, S.M., & Urbanowski, M. (2016). Teaching early readers to self-monitor and self-correct. The Reading Teacher, 69 (5), 559–567.
21. Smit, N., Grift van de, W., Bot de, K., & Jansen, E. (2017). A classroom observation tool for scaffolding reading comprehension. System, 65, 117–129.
22. Staden van, A. (2011). Put reading first: Positive effects of direct instruction and scaffolding for ESL learners struggling with reading. Perspectives in Education, 29 (4), 10–21.
23. Turner, F.D. (2012). Increasing word recognition with racially diverse second-grade students using fluency-oriented reading approaches. The Journal of Educational Research, 105 (4), 264–276.
24. Wood, D., Bruner, J.S., & Ross, G. (1976) The Role of tutoring in problem solving’. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17, 90.
25. Xu, Y., Chen, C.-C., Spence, C., Washington-Nortey, M., Zhang, F., & Brown, A. (2022). Supporting young Spanish speaking English learners through teacher scaffolding and reciprocal peer tutoring. Early Child Development and Care, 192 (8), 1324–1336.