СТРАТЕГИЯ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ И ЕЕ ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

  • Timokhina Liliya R. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: религиозный дискурс, сопереживание, сорадование, сострадание, коммуникативные стратегии, тактики.

Аннотация

Постановка проблемы. В настоящей статье рассматривается стратегия сопереживания в религиозном дискурсе на материале праздничных проповедей трех авраамических конфессий.

Цель статьи – выявить компонентное содержание языкового выражения феномена сопереживания, на эмпирическом материале проповедей определить структуру стратегии сопереживания, ее коммуникативные тактики и ходы.

Методология и методы исследования. Методологию составляют методика компонентного анализа лексического значения слова, дискурс-анализ, прагматический анализ коммуникативных стратегий и тактик.

Результаты исследования. В результате компонентного анализа лексем, входящих в лексико-семантическое поле «сопереживание», было установлено, что феномен сопереживания реализуется в двух составных элементах: сорадовании и сострадании. Анализ коммуникативных стратегий и тактик религиозного дискурса выявил реализацию стратегии сопереживания через следующие коммуникативные тактики и ходы: сорадование – поздравление (коммуникативные ходы: обращение, поздравление, пожелание), подчеркивание важности события (коммуникативные ходы: придание статуса исключительности, апелляция к авторитету), формирование гордости (коммуникативные ходы: апелляция к истории, апелляция к этнической идентичности, апелляция к единству, перечисление достижений, похвала); сострадание – призыв к помощи ближнему (коммуникативный ход разъяснения), призыв к самосовершенствованию (коммуникативные ходы: сравнение, рекомендации), призыв к преодолению вражеского начала (коммуникативный ход идентификации вражеского начала), жалоба (коммуникативный ход описания лишений и невзгод).

Заключение. Проанализированный эмпирический материал проповедей разных конфессий определяет реализацию стратегии сопереживания в двух субстратегиях – сорадования и сострадания. Каждая из субстратегий имеет собственный набор тактик, через которые эти субстратегии реализуются, и свои средства языкового выражения.

Литература

1. Архангельская В.В. Сопереживание как работа // Язык христианской традиции и современная культура: матер. по итогам VI Междунар. науч. конф. «Иоанновские чтения». 22–23 мая 2017 г., Москва / Московский православный институт святого Иоанна Богослова. М.: Летний сад, 2017. С. 325–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30708587 (дата обращения: 13.10.2023).
2. Афанасьева Н.Д. Взаимосвязь эмпатии и обучения студентов в вузе // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 2 (10). С. 135–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=erfyze (дата обращения: 13.10.2023).
3. Баланчик Н.С. Выражение сочувствия, сопереживания, утешения в письмах святителя Игнатия (И. Брянчанинова) как отражение церковно-религиозной культуры XIX века // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 14–17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-sochuvstviya (дата обращения: 13.10.2023).
4. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 254–256. URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 30.10.2022).
5. Бен Шушан А.А. Иллокутивный тип «Благодарение» как инструмент эмпатического общения // Казанская наука. 2022. № 4. С. 217–219. URL: https://www.kazanscience.ru/files/КН (дата обращения: 30.10.2023).
6. Биюмена А.А. Стратегия сопереживания в медиадискурсе толерантности // Медиалингвистика: материалы V Междунар. науч. конф. СПб., 2021. С. 81–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=cbazaz (дата обращения: 13.10.2023).
7. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 147–156.
8. Гаджиева Н.А., Асадулаева П.Г., Ярова Я.Р. Экспрессивные средства выражения категории «сочувствие» в социально-бытовом дискурсе (на материале лезгинского и русского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 1. С. 95–97. www.gramota.net/materials/2/2016/11-1/27.html (дата обращения: 07.10.2023).
9. Дибиров И.А., Амрахова М.А. Специфика реализации категории «сочувствие» в обиходном разговоре в русском и лезгинском языках // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12, No 3. С. 30–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-realizatsii-kategorii (дата обращения: 07.10.2023).
10. Зенько Ю.М. Психология религии: монография. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Центр христианской психологии и антропологии, 2018. 693 с.
11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. стереотип. М.: ЛЕНАРД, 2022. 308 с.
12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс: монография. Волгоград: Перемена, 2002. 447 с.
13. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1 C. 38–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2010_n1/cpp_2010_n1_27846.pdf (дата обращения: 13.10.2023).
14. Кожеко А.В. Лингвопрагматические особенности речевого жанра «соболезнование» в интернет-коммуникации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskie (дата обращения: 28.10.2023).
15. Коренькова Л.Н., Тарасова Л.Н., Уткина Л.Н. Сравнение лексических средств выражения концепта «сочувствие» в немецком, испанском, английском языках // Вестник ТвГУ. Сер.: Филология. 2016. No 4. С. 110–117. URL: http://eprints.tversu.ru/6231/ (дата обращения: 30.10.2023).
16. Кузнецова А.А. Иллокутивные типы вербального проявления эмпатии (на материале французского языка) // Вестник Башкирского университета. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illokutivnye-tipy (дата обращения: 13.10.2023).
17. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001. 288 с.
18. Лисина Ю.А. Категория эмпатии в научном познании религии // Философия в современных научных концепциях мироздания: сб. по матер. I Междунар. науч.-практ. конф. 27.11.2017. Нижний Новгород: Научно-исследовательский центр «Открытое знание», 2017. С. 10–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zvondd (дата обращения: 30.09.2023).
19. Мельник Е.В. Психологическая структура эмпатии // Современные проблемы социально-гума-нитарных наук. 2015. № 1. С. 59–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25024835 (дата обращения: 30.09.2023).
20. Мельникова В.С. Синонимы-репрезентанты концепта «Жалость» в лексикографическом аспекте // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinonimy-reprezentanty (дата обращения: 30.10.2023).
21. Митина Е.А. Речевой жанр «соболезнование» в русской лингвокультуре // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Филология. Искусствоведение. 2012. No 2 (256), вып. 62. С. 56–58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-zhanr-soboleznovanie-v-russkoy (дата обращения: 30.10.2023).
22. Овчинникова Н.В., Столярова Л.Г., Тарасова М.В. Анализ концепта «сочувствие» в английском, французском и русском языках // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-6. С. 50–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ykrkip (дата обращения: 15.10.2023).
23. Рабенко Т.Г. Жанр «утешение» и средства его языковой реализации // Вестник КемГУ. 2012. No 4 (52), т. 4. С. 107–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-uteshenie (дата обращения: 15.10.2023).
24. Саган А.В. Развитие социальных эмоций (сочувствия, сопереживания) младших школьников в процессе общения со сверстниками // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 254–260. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23826254 (дата обращения: 30.10.2023).
25. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 15–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-evolyutsionnaya (дата обращения: 15.09.2023).
26. Тимохина Л.Р., Казыдуб Н.Н. Категория сопереживания в русском языке: семантический и функциональный аспекты // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: сб. науч. тр. Иркутск: Аспринт, 2023. Вып. 6. С. 139–146. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xlxxst (дата обращения: 30.11.2023).
27. Тимохина Л.Р. Лексико-семантическое поле «сопереживание» в русской и «empathy» в английско-саксонской лингвокультурах // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики: сб. матер. XXIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, 19 мая 2023 г. Красноярск: Сибир. гос. ун-т науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, 2023. С. 234–236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54502847&pff=1 (дата обращения: 30.11.2023).
28. Трофимова Н.А. Соболезнование: лингвистический взгляд (на материале немецкого языка) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 39–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soboleznovanie-lingvisticheskiy (дата обращения: 25.09.2023).
29. Шаховский В.И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии. Волгоград: Перемена, 2009. 170 с.
30. Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга. М.: ЮнайтедПресс, 2011. 266 с.
31. Barrett, L.F. (2017). How Emotions are Made: The Secret Life of the Brain. DOI: 10.1037/teo0000098
32. Bunce, J. P. (2015). Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults. Computers in Human Behavior, 52, 39–48. DOI: 10.1016/j.chb.2015.05.026
33. Falkheimer, J., & Hede M. (2022). Strategic Communication. An Introduction to Theory and Global Practice. Routledge, London. DOI: 10.4324/9781003168997. URL: https://books.google.ru/books?hl=en (дата обращения: 12.11.2023).
34. Goleman, D. (1997). Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ. Bloomsbury.
35. Izard, C.E. (1991). The Psychology of Emotions. Springer Science & Business Media.
36. Rizzolatti, G., & Sinigaglia, C. (2007). Mirrors In The Brain: How Our Minds Share Actions and Emotions. OUP Oxford. DOI: 10.1093/oso/9780199217984.001.0001
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
R., T. (2024). СТРАТЕГИЯ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ И ЕЕ ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 193-209. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/566