ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Постановка проблемы и цель. В современных научных психолого-педагогических исследованиях проблема родительской вовлеченности в обучение и воспитание детей дошкольного возраста является малоизученной: недостаточно четко определены показатели, позволяющие определить характер вовлеченности родителей, мало внимания уделяется возможностям обеспечения продуктивной родительской вовлеченности.
Цель статьи – охарактеризовать вовлеченность современных родителей в обучение и воспитание детей дошкольного возраста: выделить особенности заинтересованности и участия родителей в образовательном процессе, в реализации семейного воспитания; обосновать психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию продуктивной родительской вовлеченности.
Методологию исследования составляют работы А.Я. Варги, раскрывающие природу современной семьи с точки зрения системного подхода; труды И.В. Антипкиной, М.В. Джуран, С.С. Сабировой, отражающие сущностную характеристику понятия «родительская вовлеченность», ее роль в психическом и личностном развитии ребенка; положения исследований У. Джейнса, Дж. Л. Эпштейна, С.В. Шика, Т.А. Мерцаловой, Дж. Гудолл и К. Монтгомери, Р.В. Овчаровой, С.С. Степанова, А.С. Спиваковской, С.А. Валиуллиной, обосновывающие важность обеспечения продуктивной родительской вовлеченности как фактора психологического благополучия ребенка.
Метод исследования. Родительская вовлеченность в обучение и воспитание детей дошкольного возраста исследовалась с помощью анкетирования (применялся контент-анализ ответов респондентов). Использовался также метод тестирования.
Результаты исследования. Полученные исследовательские данные позволили определить характер вовлеченности родителей в обучение и воспитание детей дошкольного возраста:
– в большей мере родители проявляют формальную или контролирующую вовлеченность в обучение детей, что предполагает: ориентацию в большей мере на свои интересы, а не на интересы ребенка; недостаточное знание возрастных особенностей, возможностей и потребностей ребенка; активную позицию в организации образовательного пространства для детей и пассивную позицию при включении в образовательный процесс;
– отмечена тенденция к контролирующему (сверхвключенному) типу родительской вовлеченности в процесс воспитания детей дошкольного возраста. Данный тип вовлеченности может неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, формируя у него безынициативность, несамостоятельность, стремление к избеганию ответственности за свои поступки.
Заключение. Проведенное исследование позволило выделить направления формирования продуктивной родительской вовлеченности в обучение и воспитание детей дошкольного возраста. К ним отнесем информирование родителей о роли образования и семейного воспитания в развитии личности ребенка; формирование мотивации родителей к освоению продуктивных способов общения с ребенком, оптимизации стиля семейного воспитания; привлечение родителей к участию в непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для овладения эффективными воспитательными практиками.
Литература
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Новикова Д.В. Анализ потребностей современных родителей, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста, в психологическом просвещении по вопросам развития и воспитания ребенка // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Томск, 2023. С. 94–103. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/2619 (дата обращения: 19.09.2024).
3. Дорофеева З.Е., Козырева П.М. Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15, № 2. С. 115–131. DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.8
4. Дорофеева З.Е. Практики вовлеченности родителей в жизнь детей // Социальная динамика населения и человеческий потенциал: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 22–23 июня 2023 г.) / науч. ред. В.В. Локосов. М.: ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2023. С. 52–53. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=12528&type=publ (дата обращения: 19.09.2024).
5. Иванова И.В., Воробьева Н.С. Вовлеченность родителей в педагогический процесс современного ДОО // Дошкольная педагогика. 2017. № 7 (132). С. 59–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zhasef (дата обращения: 19.09.2024).
6. Иванова С.В. Вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания // Дошкольная педагогика. 2013. № 3 (88). С. 59–61. URL: https://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php?docid=460041 (дата обращения: 19.09.2024).
7. Корнеева Л.П., Ефаев А.X. Вовлеченность родителей в образовательный процесс // Общество и образование в XXI веке: опыт, традиции, перспективы (Седьмые Лозинские чтения): матер. Междунар. науч.-метод. конф. 2017. С. 343–348. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zmjybd (дата обращения: 19.09.2024).
8. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72. URL: https://www.calameo.com/books/00550802597 (дата обращения: 19.09.2024).
9. Мерцалова Т.А., Гошин М.Е. Родительская вовлеченность // Директор школы. 2016. Т. 212, № 9. С. 95–103. URL: https://ioe.hse.ru/monekobr (дата обращения: 19.09.2024).
10. Подъянова С.М., Поливанова К.Н. Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве // Современное дошкольное образование. 2022. № 1 (109). С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
11. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. С. 5–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
12. Сабирова С.С. Сущность и специфика родительской вовлеченности в современной образовательной организации // Педагогическое образование и наука. 2023. № 2. С. 20–23. DOI: 10.56163/2072-2524-2023-2-20-24
13. Савченко Т.А. Проблемы и стратегии взаимодействия советской школы с семьями учащихся //
Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2010. № 5. С. 51–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mwhnvj (дата обращения: 19.09.2024).
14. Ситаров В.А., Маралова Т.П. Влияние вовлеченности родителей в образовательный процесс на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста // Психология одаренности и творчества: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. онлайн-конференции. М., 2023. С. 342–349. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=hatlrq (дата обращения: 19.09.2024).
15. Сомова Н.Л., Знова Е.Г., Легкова К.А. Психологические характеристики родителей с разной степенью родительской вовлеченности // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2023. № 5. С. 32–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=fzumxa (дата обращения: 19.09.2024).
16. Eccles, J., & Harold, R. (1996). Family involvement in children’s and adolescents’ schooling. In: A. Booth, J.F. Dunn eds. Family-school Links: How Do They Affect Educational Outcomes? (pp. 3–34). Hillsdale, NJ. DOI: 10.4324/9781315827407
17. Epstein, J.L. (1992). School and family partnerships. In: M. Alkin ed. Encyclopedia of Educational Research (pp. 1139–1151). N.Y. URL: https://archive.org/details/schoolfamilycomm0000epst (access date: 19.09.2024).
18. Epstein, J.L. (1987). Teacher practices of parent involvement: What research says to teachers and administrators? Education and Urban Society, 19 (2), 119–136. URL: https://www.academia.edu/47338490/Parent (access date: 19.09.2024).
19. Hornby, G., & Blackwell, I. (2018). Barriers to parental involvement in education: an update. Educational Review, 70 (1), 109–119. DOI: 10.1080/00131911.2018.1388612