АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА
Аннотация
Постановка проблемы и цель. Авторы изучают специфику затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, обучения и развития детей для своевременного оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи.
Цель статьи – проанализировать консультационные запросы современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста по вопросам детского развития, охарактеризовать типичные трудности родителей, связанные с развитием и воспитанием ребенка.
Методологию исследования составляют положения научных исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, рассматривающие закономерности психического развития ребенка, исследования Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой, характеризующие отношения детей дошкольного возраста с близкими взрослыми как фактор детского развития; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие важность сопровождения семьи в обеспечении психологического благополучия ребенка и преодолении имеющихся трудностей.
Метод исследования: анкетирование, контент-анализ консультационных запросов родителей. В ходе анкетирования выявлялись запросы родителей к психологу по вопросам детского развития, их затруднения, связанные с обучением и воспитанием ребенка. Анализировались также представления родителей о своих детях (характере, потребностях, интересах, переживаниях и др.). Ответы родителей на вопросы анкеты, подвергались контент-анализу.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали: представления родителей о детях связаны с их эмоционально положительным, ценностным отношением к ребенку. К типичным затруднениям родителей детей раннего возраста в процессе воспитания и обучения ребенка относятся вопросы, связанные с речевым развитием (недостаточный словарный запас, замедление темпов развития речи); с негативными поведенческими проявлениями (капризы, истерики, упрямство); с трудностями адаптации к детскому саду. Речевое развитие ребенка в качестве основной проблемной зоны детского развития отметили также большинство родителей детей дошкольного возраста (недостатки звукопроизношения, связной монологической речи). Вместе с тем родителям детей данной возрастной группы свойственны затруднения в воспитании и обучении ребенка, связанные с его нежелательным поведением (непослушание, истерики, капризы). Многие родители выделяют в качестве проблемной области развития ребенка эмоционально-волевую сферу (агрессивное поведение, тревожность, страхи).
Заключение. В целом проведенное исследование показало, что родители детей раннего и дошкольного возраста осознанно относятся к процессу воспитания детей, готовы к взаимодействию со специалистами в области дошкольного образования, но недооценивают значимость собственного участия в обеспечении развития ребенка. Полученные результаты дают возможность обосновать направления и содержание оказания психолого-педагогической помощи современным родителям путем организации различных форм психологического консультирования и просвещения.
Литература
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Захарова А.А. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 77–89. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 170 с.
4. Вербианова О.М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педаго-гические и социальные условия развития и воспитания ребенка / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 16–24.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие /
Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. Изд. 2-е, расширенное. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2007. 480 с. DOI: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=49838
6. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. URL: https://www.chitalkino.ru/gordon-t/kurs-effektivnogo-roditelya
7. Еманова С.В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 142 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.
9. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления // Социология. 2013. № 3. С. 35–42.
10. Орлов М.О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43–46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-461
11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя детсада. М., 1996. 144 с.
12. Свадьбина Т.В., Денисова Н.А. Духовно-нравственное самочувствие семьи в условиях роста прекариатизации российского общества // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 21–26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340
13. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Routledge, 2013. 268 p.
14. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978–982.
URL: https://www.researchgate.net/publication/324522257
15. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357–369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363