АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОБРАЩЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: консультирование, родители, дети дошкольного возраста, обращения родителей, воспитание, развитие, психологическое просвещение, дистанционные формы консультирования.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Авторы изучают возможности организации и оказания психолого-педаго-гической, методической и консультационной помощи семьям с детьми с учетом новых социальных условий на основе анализа консультационных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Цель статьи – выявить специфические затруднения современных родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обосновать эффективные консультационные модели, в том числе превентивного характера, способствующие повышению родительской компетентности.

Методологию исследования составляют научные концепции, отражающие общие и специфические закономерности психического развития детей, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; исследования Е.О. Смирновой, Р.В. Овчаровой, характеризующие общение и отношения детей дошкольного возраста с близкими взрослыми; работы А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие значимость психологического сопровождения семьи для обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка.

Основным методом исследования стал контент-анализ обращений родителей в психологическую службу КГПУ им. В.П. Астафьева для получения консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Был проведен анализ 335 дистанционных обращений родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Результаты исследования. Изучение запросов родителей позволило выявить типичные группы обращений, а также их долевое соотношение. Наиболее типичные запросы связаны: с появлением у ребенка негативных форм поведения, обеспечением развития позитивных личностных качеств ребенка, правильной организацией его жизнедеятельности, переходом ребенка в новые социальные условия. Велика доля обращений, когда родители просто проявляют интерес к особенностям возрастного развития ребенка и эффективным приемам его воспитания.

Заключение. Потребность современных родителей в профессиональной и некоммерческой помощи в вопросах воспитания возрастает. На основе анализа типичных запросов родителей предлагается внести изменения в характер оказания консультативной помощи родителям, придать ей превентивный характер, что позволит осуществлять психологическое просвещение родителей относительно основных особенностей возрастного развития ребенка и предотвратить ошибочные и деструктивные действия в процессе воспитания детей.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Иваницкий А.М., Мудрик А.В. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Захарова А.А. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 77–89. URL: https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292
3. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf
4. Борзенкова Д.И. Роль семьи в физическом воспитании ребенка // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 88–92.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27113871_99946114.pdf
5. Буракова И.С., Матус Е.В. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами ИКТ // Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». 2019. С. 21–24.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41359134_39072244.pdf
6. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5–6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141–151. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-191
7. Вербианова О.М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 16–24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf
8. Вербианова О.М. Современные акценты и проблемы в реализации коррекционной работы в образовании // Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия в процессе психолого-педагогической деятельности / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 53–59.
9. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с.
URL: https://www.chitalkino.ru/gordon-t/kurs-effektivnogo-roditelya
10. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления // Социология. 2013. № 3. С. 35–42.
11. Орлов М.О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43–46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-461
12. Ребане Н.А. Особенности сформированности познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7, № 3 (17). С. 115–123.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43988927_84158761.pdf
13. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 129–140. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149
14. Свадьбина Т.В., Денисова Н.А. Духовно-нравственное самочувствие семьи в условиях роста прекариатизации российского общества // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 21–26. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/339/340
15. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Routledge, 2013. 268 p.
16. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978–982.
URL: https://www.researchgate.net/publication/324522257
17. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357–369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
M., V., V., A., & Yu., D. (2022). АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОБРАЩЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 47-54. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-316

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)