ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ВИДЕО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Trusei Irina V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4831-9101
  • Markov Evgeny V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0009-0004-1267-7331
  • Atroshchenko Konstantin V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0009-0009-0929-1856
Ключевые слова: учебное видео, цифровой образовательный контент, электронное обучение, перевернутый класс, основы безопасности жизнедеятельности.

Аннотация

Постановка проблемы. При реализации электронного обучения необходимо уделять внимание качеству и формату цифрового образовательного контента. Важно, чтобы цифровые дидактические средства не только были содержательными с предметной точки зрения, но и мотивировали на прохождение всего учебного материала самостоятельно, чего не всегда удается достичь. В связи с чем важно определить наиболее эффективные приемы и подходы к разработке цифрового образовательного контента, оптимальные для современного школьника. Также важно учитывать психофизиологические показатели учащихся, определяющие особенности восприятия и обработки информации.

Цель статьи – оценка эффективности учебных видео, разработанных с учетом выявленных критериев онлайн-обучения и психофизиологических особенностей учащихся, при реализации модели перевернутого обучения.

Методология и методы исследования. В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся МБОУ СОШ № 148 города Красноярска, которые обучались на основе модели «Перевернутый класс». Для реализации электронного обучения разрабатывали цифровой образовательный контент в видеоформате, эффективность которого сравнивали с традиционными учебными видео. При разработке видео учитывали психофизиологические показатели учащихся: тип перцептивной модальности и уровень активации центральной нервной системы. Для выявления отношения к учебному видео проводили анкетирование, уровень знаний оценивали с помощью тестирования в интерактивной форме.

Результаты исследования. На основе анализа информационных источников выявлены наиболее эффективные подходы и приемы к разработке учебного видео: интерактивность, мультимедийность, небольшая продолжительность, «говорящая голова» и др. Также важны психофизиологические особенности учащихся. Выявили, что 73,4 % респондентов, участвующих в эксперименте, имеют аудиальный и смешанный (аудиальный и визуальный) тип перцептивной модальности. В связи с этим при проектировании учебного видео делали акцент на звуковом сопровождении, фоновой музыке и звуковых эффектах, а также ярких образах и аудиовизуальных эффектах. Экспериментальные видео, разработанные с учетом вышеназванных параметров, показали свою эффективность: средняя продолжительность просмотра по отношению к контрольным видео увеличилась на 28 %, количество просмотров – на 11–12. Оценка уровня знаний также показывает большую эффективность экспериментальных видео.

Заключение. При разработке учебных видео для реализации электронного обучения необходимо учитывать опыт экспертов в области онлайн-обучения, а также психофизиологические особенности учащихся. Это позволит создавать более качественный цифровой образовательный контент, стимулирующий на самостоятельное прохождение учебного материала.

Литература

1. Адольф В.А., Трусей И.В. Особенности методики смешанного обучения в общеобразовательной организации для снижения педагогических рисков // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 131–139. DOI: http.//doi.org/10.15293/1813-4718.2205.12
2. Адольф В.А., Ильин А.С., Трусей И.В., Казакевич Н.Н., Казакова Г.Н. Теория и практика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием моделей смешанного обучения: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. 180 с.
3. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 8–20.
4. Видео в обучении: создаем и вовлекаем // EduTech. 2021. № 1 (39). URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/eb3/EduTech_39_web.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
5. Данилов О.Е. О понятии электронного обучения // Инновации в образовании. 2022. № 1. С. 79–85.
6. Денишова Д.А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 8–16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-№5-Denishova.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
7. Ефимова В.Л., Дружинин О.А. Время сенсомоторной реакции и когнитивные способности (обзор зарубежных исследований) // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5, № 1. С. 58–63. DOI: http.//doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-58-63
8. Криричек М.А., Киричек А.В. Суть интерактивного обучения и новое видение интерактивных средств обучения // Обществознание и социальная психология. 2022. № 11-2 (41). С. 432–443.
9. Моисеева К.В., Моисеева А.А. Влияние типа перцептивной модальности на выбор методов обучения // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 80–83.
10. Навалихина А.И. Тест на определение ведущей модальности восприятия с целью применения в сфере образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 3. С. 192–204. DOI: http.//doi.org/10.15593/2224-9389/2022.3.16
11. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета, 2011. Т. 2, № 2. С. 469–473.
12. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования // Jossey-Bass. 2015. URL: http://imc-yal72.ru/images/1_4.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
13. Bergmann, J., & Sams, A. (2014). Flipped learning: Gateway to student engagement. International Society for Technology in Education.
14. Bonafini, F.C., Chae, C., Park, E., & Jablokow, K.W. (2017). How much does student engagement with videos and forums in a MOOC affect their achievement? Online Learning, 21(4), 223–240. DOI: http.//doi.org/10.24059/olj.v21i4.1270
15. Christina, S., Rusijono, R., & Bachtiar, B. (2019). The application of blended learning’s station rotation method in elementary school’s science education to improve higher order thinking skills. Dinamika Jurnal Ilmiah Pendidikan Dasar, 11 (2), 79. DOI: http.//doi.org/10.30595/dinamika.v11i2.5048
16. Guo, Ph.J., Kim, J., & Rubin, R. (2014). How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In: L@S: ACM Conference on Learning @ Scale Atlanta, Georgia, USA. DOI: http.//doi.org/10.1145/2556325.2566239
17. Lalima, & Dangwal, K.L. (2017). Blended learning: An innovative approach. Universal Journal of Educational Research, 5 (1), 129–136. DOI: http.//doi.org/10.13189/ujer.2017.050116
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
V., T., V., M., & V., A. (2024). ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ВИДЕО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 70(4), 22-31. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/583