ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ВИДЕО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Постановка проблемы. При реализации электронного обучения необходимо уделять внимание качеству и формату цифрового образовательного контента. Важно, чтобы цифровые дидактические средства не только были содержательными с предметной точки зрения, но и мотивировали на прохождение всего учебного материала самостоятельно, чего не всегда удается достичь. В связи с чем важно определить наиболее эффективные приемы и подходы к разработке цифрового образовательного контента, оптимальные для современного школьника. Также важно учитывать психофизиологические показатели учащихся, определяющие особенности восприятия и обработки информации.
Цель статьи – оценка эффективности учебных видео, разработанных с учетом выявленных критериев онлайн-обучения и психофизиологических особенностей учащихся, при реализации модели перевернутого обучения.
Методология и методы исследования. В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся МБОУ СОШ № 148 города Красноярска, которые обучались на основе модели «Перевернутый класс». Для реализации электронного обучения разрабатывали цифровой образовательный контент в видеоформате, эффективность которого сравнивали с традиционными учебными видео. При разработке видео учитывали психофизиологические показатели учащихся: тип перцептивной модальности и уровень активации центральной нервной системы. Для выявления отношения к учебному видео проводили анкетирование, уровень знаний оценивали с помощью тестирования в интерактивной форме.
Результаты исследования. На основе анализа информационных источников выявлены наиболее эффективные подходы и приемы к разработке учебного видео: интерактивность, мультимедийность, небольшая продолжительность, «говорящая голова» и др. Также важны психофизиологические особенности учащихся. Выявили, что 73,4 % респондентов, участвующих в эксперименте, имеют аудиальный и смешанный (аудиальный и визуальный) тип перцептивной модальности. В связи с этим при проектировании учебного видео делали акцент на звуковом сопровождении, фоновой музыке и звуковых эффектах, а также ярких образах и аудиовизуальных эффектах. Экспериментальные видео, разработанные с учетом вышеназванных параметров, показали свою эффективность: средняя продолжительность просмотра по отношению к контрольным видео увеличилась на 28 %, количество просмотров – на 11–12. Оценка уровня знаний также показывает большую эффективность экспериментальных видео.
Заключение. При разработке учебных видео для реализации электронного обучения необходимо учитывать опыт экспертов в области онлайн-обучения, а также психофизиологические особенности учащихся. Это позволит создавать более качественный цифровой образовательный контент, стимулирующий на самостоятельное прохождение учебного материала.
Литература
2. Адольф В.А., Ильин А.С., Трусей И.В., Казакевич Н.Н., Казакова Г.Н. Теория и практика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием моделей смешанного обучения: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. 180 с.
3. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 8–20.
4. Видео в обучении: создаем и вовлекаем // EduTech. 2021. № 1 (39). URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/eb3/EduTech_39_web.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
5. Данилов О.Е. О понятии электронного обучения // Инновации в образовании. 2022. № 1. С. 79–85.
6. Денишова Д.А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 8–16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-№5-Denishova.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
7. Ефимова В.Л., Дружинин О.А. Время сенсомоторной реакции и когнитивные способности (обзор зарубежных исследований) // Комплексные исследования детства. 2023. Т. 5, № 1. С. 58–63. DOI: http.//doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-58-63
8. Криричек М.А., Киричек А.В. Суть интерактивного обучения и новое видение интерактивных средств обучения // Обществознание и социальная психология. 2022. № 11-2 (41). С. 432–443.
9. Моисеева К.В., Моисеева А.А. Влияние типа перцептивной модальности на выбор методов обучения // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 80–83.
10. Навалихина А.И. Тест на определение ведущей модальности восприятия с целью применения в сфере образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 3. С. 192–204. DOI: http.//doi.org/10.15593/2224-9389/2022.3.16
11. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета, 2011. Т. 2, № 2. С. 469–473.
12. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования // Jossey-Bass. 2015. URL: http://imc-yal72.ru/images/1_4.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
13. Bergmann, J., & Sams, A. (2014). Flipped learning: Gateway to student engagement. International Society for Technology in Education.
14. Bonafini, F.C., Chae, C., Park, E., & Jablokow, K.W. (2017). How much does student engagement with videos and forums in a MOOC affect their achievement? Online Learning, 21(4), 223–240. DOI: http.//doi.org/10.24059/olj.v21i4.1270
15. Christina, S., Rusijono, R., & Bachtiar, B. (2019). The application of blended learning’s station rotation method in elementary school’s science education to improve higher order thinking skills. Dinamika Jurnal Ilmiah Pendidikan Dasar, 11 (2), 79. DOI: http.//doi.org/10.30595/dinamika.v11i2.5048
16. Guo, Ph.J., Kim, J., & Rubin, R. (2014). How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. In: L@S: ACM Conference on Learning @ Scale Atlanta, Georgia, USA. DOI: http.//doi.org/10.1145/2556325.2566239
17. Lalima, & Dangwal, K.L. (2017). Blended learning: An innovative approach. Universal Journal of Educational Research, 5 (1), 129–136. DOI: http.//doi.org/10.13189/ujer.2017.050116