ОБРАЗ СОЛНЦА В ЛИРИКЕ П. МАЙСКОГО: СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Постановка проблемы. Образ солнца в культуре обладает большой значимостью и длительной историей формирования семантической плотности. Один из важных аспектов исследования репрезентации образа солнца в поэтической картине мира – семантико-стилистический анализ текста. Представим результаты семантико-стилистического анализа воплощения образа солнца в лирике новокузнецкого поэта Павла Майского,
опираясь на подходы современной коммуникативной стилистики текста.
Цель статьи – с опорой на анализ лексической структуры поэтического текста рассмотреть семантико-стилистические особенности воплощения образа солнца в стихотворениях сборника П. Майского 1987 г.
Методология (материал и методы). Методом сплошной выборки были выявлены 29 из 144 стихотворений сборника П. Майского «Сторонушка таежная моя», содержащие лексемы «солнце», «солнышко», «солнечный». Контексты были рассмотрены с опорой на теорию лексической структуры художественного текста Н.С. Болотновой: учитывались текстовые синтагматические и парадигматические связи лексических репрезентантов. Результаты семантико-стилистического анализа были систематизированы на основе характеристики объекта изображения (пейзаж, портрет, интерьер) и классификации коммуникативных регистров Г.А. Золотовой.
Результаты исследования. Контексты с лексическими репрезентантами образа солнца соотнесены с репродуктивным, информативным и генеритивным регистрами. Выявлены семантико-стилистические особенности пейзажных, портретных, интерьерных и автопсихологических зарисовок, а также характерных для генеритивного регистра рефлексивных контекстов. Рассмотрены смысловые лексические парадигмы, в которые включены лексические репрезентанты образа солнца, и специфика лексической синтагматики.
Выводы. Основа контекстов со словом-образом «солнце» – репродуктивные пейзажные зарисовки, имеющие мелиоративную окраску. Они воссоздают идеальный пейзаж, где лирический герой выступает в роли чувствующего и сознающего благодать и гармонию мира. Для актуализации неодобрительной оценки П. Майский использует антитезу: образ солнышка вписан в гармоничный пейзаж и противопоставлен агрессивному миру технического прогресса, миру города, теряющего связь с природными истоками. У П. Майского преобладают глагольные зарисовки, причем передаются не только действия самого солнца, но чаще – его преображающее воздействие на мир и человека. Однако в художественно-образной речевой конкретизации значимы и другие разновидности контекстов (портретные, интерьерные, автопсихологические, исторические зарисовки, рефлексивные контексты), разнообразие приемов и средств выразительности. Семантико-стилистическое воплощение образа солнца в лирике П. Майского опирается на его лирическую натурфилософию, в которой сочетаются теологический и экологический подходы.
Авторский вклад. Предпринят анализ ранее не описанного в стилистических исследованиях материала региональной литературы, использовано комплексное исследование ключевого образа, опирающееся на подходы коммуникативной стилистики текста, коммуникативной грамматики русского языка, аксиологической лингвистики, дано филологическое описание предметного мира художественного текста.
Литература
2. Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 20–25. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-1-20-25
3. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Изд-во Томского пед. ин-та, 1994. 212 с.
4. Демченко Л.Н. Образ солнца в произведениях мировой литературы // European journal of literature and linguistics. 2019. № 3. С. 22–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-solntsa-v-proizvedeniyah (дата обращения: 01.08.2024).
5. Дзыга Я.О. Образ Солнца в творчестве И.С. Шмелева и К.Д. Бальмонта // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, кн. 2. С. 86–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16756746&ysclid=m2xetyhktc739172753 (дата обращения: 05.08.2024).
6. Ди Сяося. Образы неба и солнца в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2013. № 3. С. 42–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20303656&ysclid=m2xerm2vof486751761 (дата обращения: 05.08.2024).
7. Заикина О.Н. Концепт «Солнце» в русской языковой картине мира // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. тр., Вологда, 08–09 ноября 2012 г. / Вологодский государственный педагогический университет. Вологда: Легия, 2012. С. 198–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25658800&pff=1&ysclid=m2xevsnk69144004090 (дата обращения: 08.08.2024).
8. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под общ. ред. Г.А. Золотовой. М.: ИРЯ РАН им. В.В. Виноградова, 2004. 544 с.
9. Каратанова А.Б. Образ-символ солнца и его семантика в лирике К.Д. Бальмонта // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 173–176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=m2xecmk0f404950240&id=36746037 (дата обращения: 01.08.2024).
10. Колокольцева Т.Н. Солярная символика и ее текстообразующие возможности в поэзии (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (68). С. 97–100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17661855&ysclid=m2xfb672jd652963330 (дата обращения: 31.10.2024).
11. Кушнерук С.Л. Направления исследования миромоделирования в российской лингвистике: парадигмальные рамки и понятийный аппарат // RUSSIAN JOURNAL OF LINGUISTICS. 2024. Т. 28, № 2. С. 439–465. DOI: 10.22363/2687-0088-35762
12. Матвеева Т.В. Категориально-текстовой анализ речевого произведения: обоснование и применение метода // Quaestio Rossica. 2024. Т. 12, № 3. С. 901–920. DOI 10.15826/qr.2024.3.915
13. Папшева Г.О., Матвеева О.Н., Голубцова Н.В. Символика небесных светил в поэтическом тексте А. Ахматовой: солярная символика // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2023. Т. 33, вып. 4. С. 873–883. DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-4-873-883
14. Папшева Г.О., Голубцова Н.В., Матвеева О.Н. Символика небесных светил в поэтическом тексте Н.С. Гумилева: солярная символика // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2022. № 3 (89). С. 99–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-nebesnyh-svetil (дата обращения: 05.08.2024).
15. Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Мотив полета в лирике А.Д. Раевского // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2024. Т 23, № 2. С. 115–125. DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-2-115-125
16. Чжу Чжисюе. Лексические и фразеологические репрезентации концептов небесных светил в художественной картине мира романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 7 (204). С. 63–71. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-7-63-71
17. Эпштейн М.Н. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII–XX вв. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. 352 с.