ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ CУБЪЕКТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье анализируется проблема реализации иноязычного взаимодействия обу-чающихся в цифровой образовательной среде организации высшего образования, обусловленная следующим противоречием: недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, необходимых для реализации данного процесса, и потенциалом цифровой образовательной среды вузов по формированию умений иноязычного взаимодействия обучающихся.
Целью исследования является определение особенностей иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде организации высшего образования. Для достижения цели в статье дано определение, представлены теоретические основы иноязычного взаимодействия студентов организаций высшего образования, проанализированы возможности цифровой образовательной среды в данном процессе и обсуждены практические аспекты применения разработанных автором цифровых инструментов.
Методологической основой исследования выступают компетентностный, междисциплинарный, интегративный подходы, направленные на подготовку обучающегося, способного повышать свою языковую компетентность, решать задачи, связанные с иноязычным взаимодействием в цифровой образовательной среде, испытывать познавательную потребность в иноязычном взаимодействии с субъектами образовательного процесса.
Для проведения исследования применялись методы тематической классификации и систематизации понятийного материала исследования для уточнения сущности умений иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде, обобщение, систематизация, а также интерпретация полученных результатов.
В результате проведенного исследования определено, что иноязычное взаимодействие представляет собой осознанный процесс коммуникации между преподавателем и обучающимися, который осуществляется на иностранном языке и способствует трансформации деятельности педагога и обучающихся: улучшает навыки языковой коммуникации, укрепляет положительные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, что в дальнейшем стимулирует профессиональное развитие обучающихся. На основе компетентностного, междисциплинарного, интегративного подходов сформулированы организационно-педагогические условия, способствующие развитию у обучающихся умений иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде, направленных на формирование интеракционных компонентов, позво-ляющих эффективно организовывать коммуникацию на иностранном языке в рамках цифрового образовательного пространства.
Заключение. В статье представлено уточненное определение сущности понятия «иноязычное взаимодействие обучающихся в цифровой образовательной среде вуза» и предложены организационно-педагогические условия реализации иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде организации высшего образования: 1) активизация мотивационно-рефлексивной деятельности обучающихся, направленная на углубление смыслов иноязычного взаимодействия в процессе обучения в вузе; 2) организация деятельности участников образовательного процесса по расширению представлений обучающихся об иноязычном взаимодействии в цифровой образовательной среде вуза; 3) обогащение опыта иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде (ЦОС) вуза для успешного взаимодействия в трех моделях: «педагог – цифровая образовательная среда – обучающийся», «обучающийся – цифровая образовательная среда – педагог» и «обучающийся – цифровая образовательная среда – обучающийся».
Литература
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Панькина Е.В. Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-uchebno-pedagogicheskogo (дата обращения: 30.01.2025).
3. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ОГУ. 2005. № 10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 30.01.2025).
4. Данилин Р.В. Педагогические условия обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода // Вестник ТГУ. 2020. № 189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie (дата обращения: 01.02.2025).
5. Джусубалиева Д.М. Роль цифровой образовательной среды в формировании иноязычных компетенций // Вестник КазНПУ. 2021. № 4. C. 70–75.
6. Евдокимова А.И. Цифровая трансформация учебно-познавательной деятельности студентов как индикатор развития вузовской науки // Человеческий капитал. 2021. № 9. C. 46–56.
7. Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Принципы построения модели продуктивного обучения профес- сиональной коммуникации на иностранном языке в педагогическом университете // Проблемы современной филологии и лингводидактики: сб. науч. тр. СПб., 2008. С. 90–96.
8. Закотнова П.В. Организация обратной связи в процессе педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obratnoy (дата обращения: 25.03.2025).
9. Захарова О.О. Развитие умений иноязычной деловой коммуникации будущих инженеров в цифровой образовательной среде // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2022. C. 254–258.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm#$p1
11. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Виртуальное иноязычное взаимодействие как актуальный способ обучения будущих учителей // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 6 (166). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe (дата обращения: 20.02.2025).
12. Обучение иностранному языку в образовательной организации. Теоретико-методологические основы: монография / под общ. ред. науч. совета МИПИ им. Ломоносова. СПб.: МИПИ им. Ломоносова, 2023. 104 с.
13. Поршнева Е.Р., Краснова М.А., Лебедева М.В. Формирование личностного капитала как основы обучения диалогу культур в цифровой среде // Язык и культура. 2022. № 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения: 01.02.2025).
14. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya (дата обращения: 30.01.2025).
15. Сериков В.В., Буримская Д.В. Особенности языковой подготовки специалиста в условиях трансформации профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-yazykovoy (дата обращения: 26.03.2025).
16. Чернышева М.В. Профессионально-педагогические ролевые игры как способ формирования умений иноязычного взаимодействия учителя с учащимися в условиях профессиональной переподготовки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (663). С. 102–110.
17. Янова М.Г., Озолина И.А. Организационно-педагогические условия формирования умений иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде вуза // Человек и образование. 2024. № 1 (78). С. 88–93. DOI: 10.54884/1815-7041-2024-78-1-88-93
18. Adolf, V.A., & Ozolina, I.A. (2021). The results of the implementation of the pedagogical resourcing in order to increase the effectiveness of the English classes during the process of the bachelor’s preparation. In: Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. International Conference. URL: https://goo.su/81Ss (access date: 20.05.2025).
19. Elliott, S.W. (2017). Computers and the future of skill demand. Paris: OECD, cop. 107. URL: https://www.oecd.org/en/publications/computers (access date: 20.02.2025).
20. O’Dowd, R. (July 2011). Online foreign language interaction: Moving from the periphery to the core of foreign language education? Language Teaching, 44 (03), 368–380. DOI: 10.1017/S0261444810000194
21. Wells, G. (1981). Language as interaction. In: Learning through interaction: The study of language development (pp. 22–72). Cambridge: Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000900005456