РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЦИФРОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СМАРТ-СРЕДЫ

  • Lomasko Pavel S. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8041-557X
  • Simonova Anna L. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-1528-5494
  • Chernenko Artem S. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые дидактические средства, смарт-подход, смарт-образование, смарт-среда, цифровая дидактика, международное сотрудничество, обучение иностранных студентов, языковая подготовка.

Аннотация

Постановка проблемы. Интенсивное развитие международного образовательного сотрудничества с дружественными России странами Азиатско-Тихоокеанского региона сопровождается активным внедрением цифровых технологий в учебный процесс. При этом существующие исследования преимущественно фокусируются на технологических аспектах платформ, уделяя недостаточно внимания вопросам педагогического дизайна культурно-адаптивного контента на основе принципов гибкости, адаптивности, вариативности и технологичности. Это обусловливает необходимость выявления и конкретизации характеристик цифровых дидактических средств для международной образовательной платформы как смарт-среды, а также их практической апробации в процессе обучения студентов из различных стран.

Цель статьи – представить результаты апробации цифровых дидактических средств для реализации смешанного и онлайн-обучения в условиях гибкой, адаптивной, вариативной и технологичной международной образовательной платформы как смарт-среды на примере процесса языковой подготовки иностранных студентов.

Методология и методы исследования. Исследование основано на идеях системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, обеспечивающих персонализацию образовательного процесса и учет когнитивных и культурных особенностей обучающихся. Апробация осуществлялась в форматах смешанного обу-чения с использованием интерактивного оборудования и в полностью дистанционном режиме на базе между-

народной образовательной платформы с участием студентов из Индонезии и Китая. Основу дидактических средств составили стандартизированные пакеты с мультимодальным представлением тематического контента, включающие визуальные, аудио- и текстовые компоненты с элементами адаптивности. Применялись методы анализа образовательной аналитики платформы, педагогического наблюдения и опроса участников.

Результаты исследования. В ходе исследования определены пять ключевых характеристик эффективного педагогического дизайна цифровых дидактических средств: мультимодальность представления информации, культурная адаптивность контента, интерактивность заданий, персонализированная обратная связь и гибкость образовательных траекторий. Выявлены существенные межкультурные различия в паттернах взаимодействия с образовательным контентом между китайскими и индонезийскими студентами. Разработанные средства продемонстрировали высокую результативность освоения материала и положительную оценку удовлетворенности обучающихся, при этом смешанный формат обучения оказался наиболее эффективным. Подтверждена необходимость дифференцированного подхода к модальности представления материала для различных культурных групп, а игровые интерактивные элементы показали универсальную применимость независимо от культурной принадлежности обучающихся.

Заключение. Проведенная апробация подтвердила результативность разработанных цифровых дидактических средств для реализации смешанного и онлайн-обучения в условиях гибкой, адаптивной, вариативной и технологичной международной образовательной платформы как смарт-среды на примере процесса языковой подготовки иностранных студентов. Выявленные характеристики педагогического дизайна и установленные межкультурные различия в освоении образовательного контента создают научно-методическую основу для проектирования культурно-адаптивных цифровых ресурсов. Практическая значимость исследования заключается в создании готового к использованию образовательного решения для языковой подготовки студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Полученные результаты могут быть масштабированы на другие предметные области и использованы при разработке цифровых средств для продвижения русского языка и культуры в международном образовательном пространстве.

Литература

1. Алехина И.Г., Душин А.В., Жедяевский Д.Н., Калашников П.К., Мартынов В.Г., Подуфалов Н.Д., Савенков А. О разработке дидактических систем в условиях цифровой трансформации профессионального образования. Ч. 1 // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2025. Т. 22, № 1. С. 7–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razrabotke-didakticheskih-sistem-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-professionalnogo-obrazovaniya-chast-1 (дата обращения: 01.07.2025).
2. Ардашкин И.Б., Суровцев В.А. Смарт-технологии как понятие и феномен: к вопросу о критериях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. С. 32–44. № 60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-tehnologii-kak-ponyatie-i-fenomen-k-voprosu-o-kriteriyah (дата обращения: 02.07.2025).
3. Барышева И.В., Пишикина Г.Н., Фролова Е.В. Цифровая платформа как инструмент создания единой образовательной среды // Гуманитарные исследования Центральной России. 2025. № 1 (34). С. 46–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-platforma-kak-instrument-sozdaniya-edinoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 01.07.2025).
4. Васильева С.П., Гришина О.А., Дьячук А.А., Осетрова Е.В., Ревенко И.В., Врейда Адвени Люсия. Исследование механизмов мотивации обучающихся Индонезии к изучению русского языка как средства межкультурной коммуникации: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023. 272 с. URL: https://elib.kspu.ru/document/80347 (дата обращения 29.06.2025).
5. Васильева С.П., Осетрова Е.В., Ревенко И.В. Теоретическая модель соизучения русского языка и культуры в условиях поликультурной образовательной среды Индонезии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2024. № 69 (3). С. 102–122. URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/576 (дата обращения: 29.06.2025).
6. Дочкин С.А., Костюк Н.В. Создание цифровой образовательной среды с использованием нейросетей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 65. С. 287–296. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-s-ispolzovaniem-neyrosetey (дата обращения: 01.07.2025).
7. Жукова В.А. Сравнительный анализ образовательных платформ в системе образования //
ЦИТИСЭ. 2024. Т. 141, № 3. URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2024/08/Zhukova_CITISE_
3-2024.pdf (дата обращения: 02.07.2025).
8. Избранные вопросы цифровой трансформации образования: монография / под ред. Ю.В. Вайнштейн, В.В. Гриншкуна, М.В. Носкова. М.: ИНФРА-М, 2025. Т. 2. 242 с.
9. Копылова Н.А., Оцоков Ш.А., Слепнева М.А. Мобильная поддержка иноязычного профессионального образования в профильной сфере // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110). С. 38–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnaya-podderzhka-inoyazychnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-profilnoy-sfere (дата обращения: 30.06.2025).
10. Котляренко Ю.Ю., Николаева Е.А. Интеграция генеративного искусственного интеллекта в обучение иностранным языкам: влияние цифровой грамотности и навыков критического мышления на формирование коммуникативных компетенций студентов неязыковых специальностей // Концепт. 2025. № 5. С. 284–302. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenie-inostrannym-yazykam-vliyanie-tsifrovoy-gramotnosti-i-navykov (дата обращения: 01.07.2025).
11. Кухтина Я.В., Филипская А.В. Адаптивное обучение студентов вузов в системе электронной образовательной среды // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 134–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-obuchenie-studentov-vuzov-v-sisteme-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 02.07.2025).
12. Ломаско П.С., Пак Н.И. Интерактивно-мультимедийные SCORM-пакеты как средства персонификации онлайн-обучения // Цифровые инструменты в образовании: сб. ст. по матер. III Всеросс. науч.-практ. конф., Сургут, 05 апреля 2025 г. Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2025. С. 120–124. URL: https://elibrary.ru/jehpel (дата обращения: 02.07.2025).
13. Ломаско П.С. Особенности смешанного обучения будущих педагогов прикладным цифровым технологиям на основе смарт-подхода // Цифровые, компьютерные и информационные технологии в науке и образовании: сб. ст. II Межрегион. науч.-практ. конф. с международным участием, Брянск, 14–15 ноября 2024 г. Брянск: Брян. гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, 2025. С. 128–133. URL: https://elibrary.ru/xzdzcg (дата обращения: 02.07.2025).
14. Ломаско П.С. Построение образовательной среды на основе смарт-подхода: опыт апробации международной онлайн-платформы в Индонезии // Личность и деятельность преподавателя в условиях цифровой трансформации: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 29 ноября 2024 г. Красноярск: Сибир. пожарно-спас. акад. ГПС МЧС России, 2024. С. 179–184. URL: https://elibrary.ru/mklypk (дата обращения: 02.07.2025).
15. Ломаско П.С., Ильина Н.Ф., Дьячук А.А. Теоретические основания построения модели цифровой образовательной среды для поликультурного взаимодействия // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2024. Т. 17, № 11. С. 2244–2255. URL: https://elibrary.ru/jbqopo (дата обращения: 02.07.2025).
16. Маринова И.В. Особенности образовательного процесса в условиях становления цифровой экономики // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2025. № 2 (46). С. 87–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-stanovleniya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 01.07.2025).
17. Омарова С.К. Характеристика и дидактический потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 52–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-didakticheskiy-potentsial-mobilno-tsifrovyh-tehnologiy-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 29.06.2025).
18. Смарт-образование в цифровом обществе: монография / Н.В. Трубникова, Е.В. Авдеева, Л.А. Василенко [и др.]. М.: Дашков и К, 2024. 125 с. URL: https://e.lanbook.com/book/429845 (дата обращения: 06.07.2025).
19. Трубицина О.И., Воловатова Т.Н. Оптимизация процесса проектирования учебных материалов для обучения иностранным языкам в условиях цифровой образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2025. № 216. С. 42–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-proektirovaniya-uchebnyh-materialov-dlya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-usloviyah-tsifrovoy (дата обращения: 02.07.2025).
20. Чекалина Т.А. ИИ-дидактика: новый тренд или эволюция процесса обучения? // Вестник Мининского университета. 2025. Т. 13, № 2 (51). С. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ii-didaktika-novyy-trend-ili-evolyutsiya-protsessa-obucheniya (дата обращения: 30.06.2025).
21. Ширяева Е.Б., Храмова М.В., Торпакова Е.А. Некоторые аспекты педагогического дизайна при разработке цифрового образовательного ресурса «русский язык как неродной» // Современное педагогическое образование. 2025. № 6. С. 158–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-pedagogicheskogo-dizayna-pri-razrabotke-tsifrovogo-obrazovatelnogo-resursa-russkiy-yazyk-kak-nerodnoy (дата обращения: 01.07.2025).
22. Шубина И.В. Смарт и развитие современного образования // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 3-1 (12). С. 142–145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-i-razvitie-sovremennogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 02.07.2025).
23. Шунякова О.В. Моделирование и апробация интерактивного цифрового учебного курса иностранного языка // Современное педагогическое образование. 2024. № 12. С. 205–211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-i-aprobatsiya-interaktivnogo-tsifrovogo-uchebnogo-kursa-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 30.06.2025).
24. D’Ambra, J., Akter, S., & Mariani, M. (2022). Digital transformation of higher education in Australia: Understanding affordance dynamics in E-Textbook engagement and use. Journal of Business Research, 149, 283–295. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.05.048
25. Itair, M., Shahrour, I., & Hijazi, I. (2023). The use of the Smart Technology for creating an inclusive urban public space. Smart Cities, 6 (5), 2484–2498. DOI: https://doi.org/10.3390/smartcities6050112
26. Mekacher, L. (2022). Education 4.0: Hybrid Learning and Micro Learning in a Smart Environment. Int. J. Teaching Educ. Learn, 6, 127–141. DOI: https://doi.org/10.20319/pijtel.2022.61.127141
27. Nguyen, L., Tomy, S., & Pardede, E. (2024). Enhancing collaborative learning and e-mentoring in a Smart Education System in Higher Education. Computers, 13 (1), 28. DOI: https://doi.org/10.3390/computers13010028
28. Tseng, J.J., Chai, C.S., Tan, L., & Park, M. (2022). A critical review of research on technological pedagogical and content knowledge (TPACK) in language teaching. Computer Assisted Language Learning, 35 (4), 948–971. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2020.1868531
Опубликован
2025-10-30
Как цитировать
S., L., L., S., & S., C. (2025). РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЦИФРОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СМАРТ-СРЕДЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 73(3), 18-34. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/626