СПЕЦИФИКА ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КИРГИЗСКОЙ ССР В 1930-е гг.

  • Mulloev Sharif B. Российско Таджикский (Славянский) университет
  • Zaynulin Rashid Sh. Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина
  • Panteleeva Veronika S. Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина
Ключевые слова: реклама в Киргизской ССР, газета «Советская Киргизия», печатная реклама, история рекламы.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассматривается язык коммерческой печатной рекламы, публиковавшейся в 1930-х гг. в газете «Советская Киргизия». Особое внимание уделяется эволюции рекламы в печатных изданиях посредством анализа ее форм, роли, содержания и функций. Раскрывается переход от различения торговых марок к использованию стереотипов, дается характеристика развития печатной рекламы. Акцентируется внимание на проблемах публикации рекламных объявлений и форме их проявлений в первой и второй половине рассматриваемого периода.

Цель статьи – выявить специфику печатной рекламы в Киргизской ССР в 1930-е гг. в газете «Советская Киргизия», проанализировать функции рекламы, содержание, формы и изменения в течение рассматриваемого периода.

Методологию исследования составляет сравнение рекламных публикаций схожих ниш, приводится описание популярных тематических направлений. Затрагивается тема разнообразия постоянных рубрик. Выделяются и описываются характерные особенности непрямой рекламы в виде рекламных статей, косвенно влияющих на потребителей. Обобщается анализ первой половины временного промежутка, раскрываются итоги исследования эволюции визуальной составляющей во второй его части. Уделяется внимание отличию содержания рекламы от современных ее форм.

Результаты анализа. На основе анализа печатной рекламы 1930-х гг. в Киргизской ССР выявлены ключевые особенности формирования рекламного дискурса в условиях социалистического строительства. Установлено, что рекламные тексты сочетали агитационные и информационные функции, формировали у потребителей представления о новых моделях поведения и ценностях. Определена специфика языковых и визуальных средств: упрощенная структура текстов, использование лозунгов, ярко выраженная идеологическая направленность. Показано, что реклама выполняла не только экономическую, но и социокультурную функцию, отражая процессы модернизации общества.

Выводы. Полученные результаты позволяют рассматривать печатную рекламу 1930-х гг. как важный элемент коммуникативной системы советского общества. Ее анализ демонстрирует двойственную природу рекламного дискурса: инструмент продвижения товаров и одновременно средство идеологического воздействия.

Материалы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории рекламы в СССР, а также в более широком контексте исследований советской массовой коммуникации.

Литература

1. Андреева А.В. Реклама трестов в годы НЭПа // Вестник Московского государственного университета печати. 2011. № 12. С. 8–20.
2. Бабюк М.И. К вопросу о рекламе в системе хозяйствования советской печати периода НЭПа //Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 6. С. 119–136.
3. Березовая Л.Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра». М.: Изд-во Ипполитова, 2008.
4. Глинтерник Э.М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб.: Аврора, 2007. 360 с.
5. Исаев С.М. О рекламном характере «советской рекламы» 1917–1991 годов // Практический маркетинг. 2020. № 2 (276). С. 36–52.
6. Клинова М.А., Трофимов А.В. Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн: монография / Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. 335 с.
7. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2003. 86 с.
8. Стоюхина НЮ. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920–1930-е гг.: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 429 с.
9. Твердюкова Е.Д. «Двигатель. Накладных расходов»: коммерческая реклама в советских газетах периода НЭПа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 4, № 2. С. 212–223.
10. Учёнова В.В. История отечественной рекламы. 1917–1990. М.: Юнити-Дана, 2012. 289 с.
11. Фролов В.В. История отечественной рекламы XX–XXI вв. Псков: Псков. гос. ун-т, 2016. 136 с.
12. Bryan, A. (2015). The Soviet Poster Collection Wright Museum of Art. Introduction to Soviet Propaganda. URL: https://www.academia.edu/10388987/
13. Doy, G. (1989). Review of Soviet art in the twenties and thirties by M. Guerman. Journal of Design History, 2 (4), 311–313.
14. Fitzpatrick, S. (1999). Everyday Stalinism: Ordinary Life in Extraordinary Times: Soviet Russia in the 1930s. Oxford University Press.
15. Kaneda, R. (1981). Marketing and advertising in the USSR. Annals of the Japan Association for Soviet and East European Studies, 10, 115–131.
15. Kravets O., & Sandıkçı Ö. (2013). Marketing for socialism: Soviet cosmetics in the 1930s. Business History Review, 87 (3), 461–487.
17. Sheresheva, M.Yu. Antonov-Ovseenko, A.A. (2015). Advertising in Russian periodicals at the turn of the communist era. Journal of Historical Research in Marketing, 7 (2), 165–183.
Опубликован
2025-10-30
Как цитировать
B., M., Sh., Z., & S., P. (2025). СПЕЦИФИКА ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КИРГИЗСКОЙ ССР В 1930-е гг. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 73(3), 149-161. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/638