ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКА)

  • Barkhatova Daria A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-5121-7419
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, ментальный подход, инверсионный подход, цифровая платформа, перевернутые учебные ресурсы.

Аннотация

Постановка проблемы. Современные тенденции, обусловленные всесторонней цифровой трансформацией и активным внедрением искусственного интеллекта, актуализируют проблему профессиональной готовности педагога к обучению, ориентированному на развитие мышления обучающихся и умений эффективного взаимодействия с цифровыми инструментами. При этом данную готовность необходимо рассматривать в системе непрерывного педагогического образования. Только в условиях непрерывности возможно формирование у педагогов устойчивой когнитивной и методологической основы целенаправленного проектирования учебной деятельности обучающихся. В этой связи возникает необходимость определения содержательных и функциональных качеств, которыми должны обладать педагогические инструменты, направленные на комплексное формирование профессиональной готовности учителя к преподавательской деятельности.

Цель статьи заключается в описании концепции цифровой образовательной платформы как постоянно действующего и сопутствующего инструмента в системе преемственной непрерывной подготовки учителя, направленного на формирование его готовности учить с учетом и развитием когнитивных способностей обучающихся.

Материалы и методы. Анализ литературы позволил определить общие стратегии в представлении контента, выделить конкретные требования к цифровой платформе непрерывного педагогического образования, описать функциональные компоненты, обеспечивающие формирование готовности учить с учетом уровня подготовки пользователей. В работе применены теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизация для описания концептуальной модели цифровой платформы, моделирование и разработка структурно-функциональной модели цифровой платформы.

Результаты. В работе представлено описание структуры платформы «Красноярская электронная школа» и ее функциональных возможностей в системе преемственной подготовки педагогических кадров. Ключевой целью платформы является формирование у педагогов готовности учить с учетом современной ментальности обучающихся и ориентацией на развитие их когнитивных способностей. Выделенные требования к содержанию и структуре платформы позволили определить основные ее компоненты: комплект учебных курсов по дисциплинам, комплекты когнитивных диагностик и оценочных процедур, игровые вопросно-задачные викторины, а также педагогическую мастерскую, в которой предусматривается разработка учебных средств и методов обучения. Приводятся первые результаты апробации, подтверждающие ее эффективность в повышении педагогической и когнитивной ориентации учебного процесса.

Заключение. Полученные первые результаты применения цифровой платформы в системе непрерывного педагогического образования позволяют сделать вывод, что «Красноярская электронная школа» представляет собой инновационный ответ на вызовы цифровой трансформации образования и способствует формированию нового поколения педагогов, способных эффективно действовать в условиях меняющейся образовательной реальности.

Литература

1. Арпентьева М.Р. Умение учить: дидактические способности педагога // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс: матер. Междунар. юбилейной интернет-конф., Армавир, 23 ноября – 23 декабря 2017 г. / под ред. С.В. Недбаевой. Армавир: Армавир. гос. пед. ун-т, 2018. С. 230–235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32762183 (дата обращения: 08.09.2025).
2. Бархатова Д.А. Модель готовности учить в системе непрерывного педагогического образования с позиции ментального подхода // Открытое образование. 2025. № 29 (1). C. 4–14. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-4-14
3. Бархатова Д.А., Пак Н.И. Формирование готовности учителя учить в условиях цифровой трансформации непрерывного педагогического образования // Новации в образовании периода цифровой трансформации: монография / под ред. И.В. Роберт. Омск: Изд-во ОмГА, 2024. С. 8–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79619933 (дата обращения: 14.09.2025).
4. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 28–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17880442 (дата обращения: 16.09.2025).
5. Гаврилова М.А. Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов – будущих учителей математики // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 589–602. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17241451 (дата обращения: 16.09.2025).
6. Гриншкун В.В., Суворова Т.Н. Особенности подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2024. Т. 22, № 1. С. 95–110. DOI: https://doi.org/10.55959/LPEJ-24-05
7. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Модель непрерывного педагогического образования в регионе: опыт реализации и перспективы развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 181. С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16.
8. Ковалев В.П., Горбунова Т.В. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 98–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15181715 (дата обращения: 17.09.2025).
9. Корнетов Г.Б. Эвальд Васильевич Ильенков: «Школа должна учить мыслить!» Образ школы в наследии Э.В. Ильенкова // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 3(69). С. 6–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43921311 (дата обращения: 17.09.2025).
10. Лазарев В.С. Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (76). С. 9–18. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.001
11. Ломаско П.С. Особенности разработки онлайн-курсов для будущих и работающих педагогов по прикладным цифровым технологиям на основе смарт-подхода // Актуальные вопросы науки и образования: теория и практика: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 25–26 октября 2024 г. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2024. С. 136–141. DOI: https://doi.org/10.26516/978-5-9624-2341-8.2024.1-934
12. Пак Н.И. Ментальный подход в образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2025. 148 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82635487 (дата обращения: 22.09.2025).
13. Пак Н.И. Особенности отбора содержания образования при цифровой трансформации // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: матер. VIII Междунар. науч. конф.: в 4 ч. Красноярск, 24–27 сентября 2024 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 347–351. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=73617072 (дата обращения: 22.09.2025).
14. Родионов М.А., Гаврилова М.А., Акимова И.В. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в профессиональной подготовке будущих учителей информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-1. С. 170–175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56977349 (дата обращения: 24.09.2025).
15. Учебно-профессиональная самостоятельность и умение учить / М.Г. Голубчикова, Е.Л. Федотова, С.А. Харченко [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 20–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46482909 (дата обращения: 16.09.2025).
16. Ушаков А.А. Характеристика и структура современной цифровой образовательной среды саморазвития педагога // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 100-1. С. 120–122. EDN: FDPUVU. DOI: https://doi.org/10.18411/trnio-08-2023-32.
17. Ingersoll, R.M., & Collins, G.J. (2018). The status of teaching as a profession. In J. Ballantine, J. Spade, and J. Stuber (Eds.), Schools and Society: A Sociological Approach to Education. CA, Pine Forge Press/Sage Publications. URL: https://repository.upenn.edu/gse_pubs/221 (access date: 16.09.2025).
18. Ogunseemi, O.E., & Idowu, E.K. (2022). Teachers’ readiness, responsibility and reflection for sustainable teaching profession. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 10 (2), 65–70. URL: https://www.researchgate.net/publication/372910352_TEACHERS_READINESS_RESPONSIBILITY_AND_REFLECTION_FOR_SUSTAINABLE_TEACHING_PROFESSION (access date: 14.09.2025).
Опубликован
2025-12-30
Как цитировать
A., B. (2025). ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКА). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 74(4), 5-17. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/641