ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ АСПИРАНТА КАК УСЛОВИЕ ОБОСНОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация
Проблема и цель исследования. Ретроспективный анализ исследований по проблеме повышения качества диссертационных исследований показывает неугасаемую актуальность этой проблемы и интерес ученых к ее решению. Ряд нормативно-правовых актов государственного уровня1, 2, 3 определяют стратегию развития науки и образования в РФ, ориентирующую на глобальную цель: занять лидирующие позиции в мире за счет интеллектуального развития кадрового потенциала. В рамках названной стратегической цели рассматривается проблема повышения качества научных исследований по педагогическим наукам, выполняемых аспирантами в период подготовки диссертации к защите.
Цель – актуализация значимости функциональной грамотности аспиранта для обоснования достоверности педагогического исследования, раскрытие ее сущности и требований к обогащению содержания аспирантской подготовки, ориентированных на формирование названного феномена.
Методология (материалы и методы) исследования: методологической базой исследования являются системный подход в раскрытии системного единства компонентов функциональной грамотности аспиранта для обоснования достоверности результатов диссертационного исследования; деятельностный подход, определяющий необходимость использования активных методов обучения в развитии функциональной грамотности аспиранта; компетентностный подход, позволяющий раскрыть функциональную грамотность как результат обучения аспиранта, проявляющийся в его деятельности. В качестве методов исследования выступили: анализ образовательной среды подготовки кадров высшей квалификации, педагогическое наблюдение и опросы обучающихся-исследователей и научных консультантов аспирантов.
Результатом исследования явилось выделение требований к функциональной грамотности аспиранта в части обоснования достоверности результатов педагогического исследования, что определяет научную значимость работы. Использование результатов работы возможно для разработок и изменений программ подготовки аспирантов, для повышения качества таких программ.
Литература
2 Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (2001–2030). URL: https://base.garant.ru/4007 93960 (дата обращения: 24.09.2025).
3 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период дл 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 24.09.2025).
Библиографический список
1. Валеев Г.Х. Философское осмысление научной новизны квалификационного исследования // Вестник Башкирского университета. 2005. № 3. С. 72–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-osmyslenie-nauchnoy-novizny-kvalifikatsionnogo-issledovaniya (дата обращения: 24.09.2025).
2. Глебов А.А. Критерии оценки достоверности результатов диссертационного исследования по педагогике // Известие Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (145). С. 113–116. URL: https://sciup.org/izvestia-vspu/2020-2-145 (дата обращения: 24.09.2025).
3. Загвязинский В.И. О типичных недостатках и ошибках в педагогических исследованиях // Педагогика. 2010. № 2. С. 100–105.
4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Просвещение, 1970.
114 с. URL: https://library.qyzpu.edu.kz/lib/document/EK/285AE783-4018-41C4-B3B6-51736194002C (дата обращения: 24.09.2025).
5. Лазарев В.С., Подуфалов Н.Д. О методологических и методических проблемах достоверности и доказательности в педагогических исследованиях // Педагогика. 2022. № 9. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2022/09/ (дата обращения: 24.09.2025).
6. Методы научно-педагогического исследования: сб. ст. / под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов на/Дону, 1972. 165 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007371511 (дата обращения: 24.09.2025).
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Лимброко, 2010. 280 с. URL: https://jasulib.org.kg/wp-content/uploads/2022/04/1.-А.М.-НовиковД.А.-Новиков.МЕТОДОЛОГИЯ-НАУЧНОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
8. Орлов А.А. Проблема качества педагогических диссертационных исследований и пути решения // Педагогика. 2018. № 10. С. 12–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36457413 (дата обращения: 24.09.2025).
9. Переславцева Л.И. О доказательности в педагогических диссертационных исследованиях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 4 (68). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/5095 (дата обращения: 24.09.2025).
10. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, № 1 (53). С. 77–89. EDN VTFNKK. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-77-89
11. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: системный подход. М.: Мысль, 1977. 270 с.
12. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационного исследования по педагогике и психологии // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2008. № 2 (50). С. 3−19. URL: https://elar.uspu.ru/bitstream/ru-uspu/33022/1/edscience_2008_02_002.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
13. Черных Н.С. Педагогические условия развития компетентностей самоменеджмента обучающихся в образовательном процессе вуза // Вестник ОГУ. 2024. № 2. С. 111−117. URL: http://vestnik.osu.ru/doc/1226/article/9878/lang/ (дата обращения: 24.09.2025).







