СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧЕВЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МНЕМОТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: иностранный язык, методика обучения, мнемотехника, визуализация, лексика, грамматика, навыки.

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена актуальной проблеме поиска эффективных методов обучения английскому языку, в частности преодоления трудностей в усвоении грамматических структур, обусловленных несоответствием грамматических категорий английского и русского языков. Особое внимание уделяется недостаточной разработанности мнемотехнических приемов именно для обучения грамматике.

Цель статьи – экспериментально исследовать сравнительную эффективность речевых (рифмы, звуковые ассоциации) и визуальных (образы, схемы) мнемотехник при запоминании английских глаголов разной структурной сложности – от простых форм до многосложных грамматических конструкций.

Методология (материалы и методы). Методологию исследования составляют анализ научно-исследовательских работ по методике обучения иностранному языку зарубежных (I. Ajaj, A. Alnujiadi др.) и отечественных (Т.В. Казнина, А.И. Пучкова, Е.Н. Сидяченко и др.) ученых, признанных научным сообществом, а также педагогический эксперимент. Для обработки результатов и оценки статистической значимости различий использовался t-критерий Стьюдента для связанных выборок.

Разработанная автором методика сравнительной оценки эффективности мнемотехник основана на принципе когнитивного соответствия типа мнемонического приема и характера усваиваемого материала.

В ее основе лежит предположение, что речевая (вербально-аудитивная) и зрительно-образная (визуально-пространственная) мнемотехника по-разному задействуются при запоминании грамматических единиц разной сложности.

Методика предполагает сравнение результативности применения речевых (рифмы, звуковые ассоциации) и визуальных (образы, схемы) мнемотехник при работе с двумя категориями языкового материала:

–          простыми формами глаголов, опирающимися преимущественно на звуковой код;

–          сложными многосоставными формами, требующими зрительно-смыслового кодирования.

Сравнение эффективности осуществлялось по приросту результатов входного и выходного тестирования, но ключевым элементом методики являлось сопоставление типов мнемотехник и когнитивных каналов запоминания, что позволило выявить не только количественные различия, но и закономерность распределения эффективности в зависимости от структуры языкового материала.

Таким образом, предложенная методика позволяет оценивать не просто общую успешность запоминания, а адекватность выбора типа мнемотехники к типу языковой задачи, что представляет собой шаг к построению дифференцированных стратегий обучения грамматике и лексике иностранного языка.

Результаты исследования. Результаты показали статистически значимое улучшение в обеих группах. При этом была выявлена дифференцированная эффективность методов: группа, использовавшая речевые мнемотехники, показала значительный прогресс в запоминании лексики (p < 0.05), а группа, применявшая визуальные техники, продемонстрировала высокую результативность в усвоении сложных грамматических форм (p < 0.001).

Заключение. Гипотеза исследования подтвердилась. Установлено, что речевые мнемотехники более эффективны для запоминания простой лексики, в то время как визуальные техники оптимальны для освоения сложных грамматических конструкций. На основе этого сделан вывод о целесообразности комбинированного использования обоих типов мнемотехник в учебном процессе для комплексного развития языковых навыков.

Автором разработана и апробирована методика сравнительной оценки эффективности мнемотехник, проведен эксперимент, осуществлены статистический анализ данных и интерпретация результатов.

Литература

1. Алешинская Е.В. Сравнительно-сопоставительный анализ классического и коммуникативного обучения грамматике иностранного языка // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 67–75. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=66328 (дата обращения: 07.08.2025).
2. Бахтин К.В. Применение сравнительно-сопоставительного подхода в процессе обучения грамматике английского языка // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 14, № 2. С. 181–188. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/3/2023/vr/vr23-1813.pdf/en/info (дата обращения: 07.08.2025).
3. Глумова Е.П., Аристархова В.А. Мнемонические техники в обучении грамматике немецкого языка как второго иностранного в школе // Иностранные языки в школе. 2023. № 8. С. 55–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55924590 (дата обращения: 07.08.2025).
4. Ермолова М.В. К вопросу о причастном функционировании-л-формы в истории русского языка в свете русских диалектных данных и инославянского материала // Slověne= Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2022. Т. 11, № 1. С. 245–280.
5. Костенко С.В. Методические аспекты совершенствования мнемотехник посредством нейросетей при изучении иностранного языка // Педагогический дискурс: вызовы цифровизации и трансформация образовательных практик: матер. IV Всеросс. конф. (Москва, 3–5 мая 2025 г.). М.: МГПУ, 2025. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82721083 (дата обращения: 07.08.2025).
6. Маркова К.А., Ляшенко М.С. Методические подходы к преодолению трудностей в обучении грамматике английского языка на начальном этапе // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 04–05 апреля 2024 г. Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т им. К. Минина, 2024. С. 235–238. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=66184213 (дата обращения: 07.08.2025).
7. Носенко Н.В. Сравнительно-сопоставительный анализ при обучении грамматике иностранного языка (на примере английского перфекта) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2018. № 4. С. 100–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-sopostavitelnyy-analiz-pri-obuchenii-grammatike-inostrannogo-yazyka-na-primere-angliyskogo-perfekta (дата обращения: 07.08.2025).
8. Пузанова Ж.В., Филиппов В.М., Симонова М.А., Григорьева Н.А. Доказательная педагогика: критерии экспериментальных исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2024. Т. 21, № 1. C. 313–327. DOI: 10.22363/2313-1683-2024-21-1-313-327
9. Пучкова А.И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 38–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21228843 (дата обращения: 10.08.2025).
10. Сидяченко Е.Н. Из опыта работы над грамматикой в функционально-деятельностном аспекте (на примере темы Future Simple) // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С. 43–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=rgrndx (дата обращения: 10.08.2025).
11. Трошина А.В. Методика преподавания английской видовременной формы Present Perfect студентам нелингвистических специальностей // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сб. науч. ст. по итогам II Всеросс. науч. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 05–06 марта 2020 г. СПб.: Санкт-Петербур. гос. эконом. ун-т, 2020. С. 161–164. URL: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73319413/_2020.pdf (дата обращения: 10.08.2025).
12. Флеров О.В. Дидактические особенности и трудности коммуникативного обучения грамматике на занятиях по иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 86–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-osobennosti-i-trudnosti-kommunikativnogo-obucheniya-grammatike-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 07.08.2025).
13. Ajaj, I.E. (2022). Investigating the difficulties of learning English grammar and suggested methods to overcome them. Journal of Tikrit University for Humanities, 29 (6), 45–58.
14. Alnujiadi, A., & Assalahi, H. (2023). Language teachers’ beliefs about teaching the present perfect tense. Journal of Education and Learning, 12 (2), 88–98.
15. Bashlykova, A.E., Gabbasova, A.A., & Tkacheva, M.V. (2024). Memorising English words using a mnemonic technique through associations. In A foreign language in the field of professional communication in a real and virtual environment (pp. 216–224). Yekaterinburg, Russia.
16. Curtis, M.J., et al. (2022). Planning experiments: Updated guidance on experimental design and analysis and their reporting III. British Journal of Pharmacology, 179 (15), 3907–3913.
17. Kazybaeva, N. (2021). Enhancing English vocabulary using mnemonic techniques in online learning. Izvestia of Universities of Kyrgyzstan, 4, 160–163.
18. Mocanu, V. (2022). English as a lingua franca and European identity Parallelisms in their development. Journal of English as a Lingua Franca, 11 (1), 25–41.
19. Wall Emerson, R. (2023). Mann – Whitney U test and t-test. Journal of Visual Impairment & Blindness, 117 (1), 99–100.
Опубликован
2025-12-30
Как цитировать
V., K. (2025). СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧЕВЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МНЕМОТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 74(4), 189-199. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/657