ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМ РАБОТЫ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная для современного высшего образования проблема реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин профессионального цикла, обусловленная изменившимися требованиями к качеству подготовки будущих бакалавров-менеджеров и федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения по направлению подготовки Менеджмент. Представлен обзор исследований, посвященных использованию интерактивных учебных и внеучебных форм работы, изучены возможности сочетания использования интерактивных учебных и внеучебных форм работы для формирования профессиональных и метапредметных компетенций студентов. Представленный подход направлен на эффективное решение методических задач формирования профессиональных и дополнительных компетенций студентов –
будущих менеджеров, таких как мобильность, обучаемость, адаптивность к условиям конкурентной среды, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление, возможность поиска решений в условиях не-определенности.
Цель статьи: теоретически обосновать эффективность использования интерактивных и внеучебных форм работы в образовательном процессе вуза.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, знания об обновлении профессиональной подготовки будущих педагогов (О.А. Абдуллина, И.С. Батракова, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордовский, А.П. Валицкая, А.А. Вербицкий, В.И. Горовая, В.А. Ко-
зырев, Н.М. Огарков, А.А. Орлов, Н.Ф. Радионова,
В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.), проблемы интерактивного обучения (И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов, А.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чувакина и др.).
Дидактические основы использования форм интерактивного обучения в образовательном процессе разработаны И.Г. Абрамовой, Н.П. Аникеевой, А.А. Вербицким, А.М. Смолкиным, И.П. Ивановой, И.М. Сыроежкиным, Н.В. Борисовой и др. Различные аспекты применения интерактивных форм и методов обучения изучены Н.А. Моревой, Е.А. Рогинко, Р.М. Рафиковой, И.С. Пешней, Л.И. Четвериковой и др. Так, например, И.С. Пешня исследует применение интерактивных технологий в высшем профессиональном образовании на примере военного вуза. Р.М. Рафикова в своей работе рассматривает интерактивное обучение как средство развития творческих способностей студентов. Е.А. Рогинко показывает преимущества использования интерактивных методов обучения кросс-культурному профессиональному общению студентов вуза.
Также имеются исследования об использовании интерактивных методов обучения, в которых раскрывается их роль в развитии у студентов самостоятельности и активности, опыта мыследеятельности, свободы выбора, рефлексивности в условиях взаимодействия, конструктивного диалога, самовыражения в образовательном процессе (Б.Ц. Бадмаев, Л.Н. Вавилова, Л.К. Гейхман,
Т.Н. Добрынина, С.С. Кашлев, И.В. Курышева, В.Я. Ляудис, Т.С. Панина, Т.Л. Петренко, Л.С. Подымова, Е.Р. Порш-нева, Е.С. Полат).
Результаты. Теоретическое исследование показало эффективность профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров путем сочетания в использовании интерактивных учебных и внеучебных форм работы. При такой комбинации использования повышается уровень усвоения и переработки учебного материала, что позволяет сформировать профессиональные и надпрофессиональные компетенции для практической деятельности будущих управленцев.
Заключение. Сделаны выводы, что использование интерактивных технологий в сочетании с внеучебной жизнью университета при обучении бакалавров по направлению подготовки Менеджмент позволяет лучше ориентироваться в построении профессиональной карьеры управленца и может рассматриваться как возможность формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов на более высоком уровне.