ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

  • BORTNOVSKAYA Nadezhda Viktorovna КБОУ «Школа дистанционного образования»;
  • BORTNOVSKIY Sergey Vitalyevich КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: обучение детей с особыми образовательными потребностями, дистанционное образование, организационно-педагогические условия, дистанционный курс, LMS MOODLE.

Аннотация

Проблема и цель. В статье изучаются вопросы содержания и организации предметного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП). Выявлено противоречие между широким применением дистанционных технологий обучения детей с ООП и низким уровнем обучаемости и развития коммуникативных навыков учащихся.

Цель статьи – выявить и обосновать организа-ционно-педагогические условия предметной подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями средствами дистанционного обучения; разработать и апробировать дистанционный курс по общеобразовательному предмету «физика» для учащихся 8 класса в LMS MOODLE.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта обучения физике детей с ООП в дистанционном формате.

Результаты. Применение дистанционных технологий и социальных сервисов является основным требованием к обновлению организационно-педагогических условий обучения физике детей с ООП. Предложен проект дистанционного курса по общеобразовательному предмету «физика» для учащихся 8 класса в LMS MOODLE как пример, и представлены результаты его апробации.

Заключение. Предложенный в статье авторский подход использования дидактического потенциала системы LMS MOODLE для предметной подготовки по физике с использованием дистанционных технологий может быть успешно реализован для обучения детей с ООП, поскольку в результате педагогического эксперимента произошло повышение успеваемости по предмету «физика» у учащихся 8 класса, получена возможность изучать материал по физике в полном объеме, организовано коммуникативное взаимодействие детей с ООП в форме групповой работы над общей задачей при дистанционном обучении.

Литература

1. Абдуллаев С.Г., Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492. URL: http://www.sbook.ru/itmu
2. Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50–55. URL: http://www.vsgao.com/vestnik
3. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 106–111. URL: http://vovr.elpub.ru/jour/index
4. Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. М.: Горячая Линия. Телеком, 2008.
5. Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4–13. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mags_dist.htm
6. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8–9.
С. 131–134. URL: http://vovr.elpub.ru/jour/index
7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001. 496 с.
8. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: информационно-аналитический портал SocPolitika.ru. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml
9. Кроль В.М., Трифонов Н.И., Сотникова Е.Д., Сивергин М.Ю. Дистанционное образование: психолого-педагогические основания // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 93–99. URL: http://vovr.elpub.ru/jour/index
10. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle / А.В. Корень // Науковедение: интернет-журнал. М., 2013. С. 1–5. URL: https://naukovedenie.ru
11. Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org
12. Скляренко Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 106–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-106-116
13. Стец О.М. Дистанционное обучение как направление решения проблем, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 154–156. URL: http://pnojournal.wordpress.com
14. Цаплин А.И., Баяндин Д.В. Дистанционное обучение физике в техническом университете // Высшее образование в России. 2011. № 7.
С. 98–103. URL: http://vovr.elpub.ru/jour/index
15. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в lms moodle // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 125–139. DOI: https://doi.org/10.1785/1994-5639-2015-8-125-139
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Viktorovna, B., & Vitalyevich, B. (2019). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 6-14. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-98