ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

  • FILKINA Svetlana Vladimirovna КГПУ им. В.П. Астафьева

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы организации профессиональной деятельности педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников детских домов. Среди них выделяется проблема, обусловленная несоответствием содержания традиционной практики психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома современным требованиям, определенным в постановлении Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Цель статьи – выявить и обосновать требования к деятельности педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников детских домов по решению обозначенной проблемы в условиях действующего законодательства, регламентирующего деятельность детских домов.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта работы с воспитанниками учреждений внесемейного воспитания.

Результаты. С учетом психологической теории привязанностей, психологической концепции потребностей, основы современной теории управления и нормативно-правовой документации, регламентирующей современную деятельность психолого-педагогического сопровождения воспитанников детских домов выявлены и обоснованы требования к деятельности педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников детских домов по решению обозначенной проблемы в условиях действующего законодательства, регламентирующего деятельность детских домов.

Заключение. Обозначенные автором статьи требования к деятельности педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в условиях действующего законодательства, регламентирующего деятельность детских домов, могут быть использованы административными командами для разработки управленческой модели психолого-педагогического сопровождения, построения новой образовательной практики работы с первопричинами девиаций в поведении воспитанника детского дома.

Литература

1. Адольф В.А., Филькина С.В. Мотивирование воспитанников детских домов к образовательной деятельности // Инновации в образовании. 2018. № 8. С. 140–149. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 14.12.2018).
2. Адольф В.А., Бакшеева З.К., Степанова И.Ю., Зайцева М.С., Озерец И.Г. Новые компетенции педагога для нового ученика [Электронное издание]. Красноярск, 2018. Ч. 1: Теоретический аспект. URL: http://library.kspu.ru/jirbis2/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=12&Itemid=421 (дата обращения: 12.12.2018).
3. Адольф В.А., Филькина С.В. Сетевое взаимодействие по развитию фамилистической деятельности в интернатных учреждениях // Воспитание школьников. 2017. № 5.
URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 14.12.2018).
4. Владимирова Н.В., Спаньярд X. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007. 176 с.
5. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007. URL: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/143-foster-home/914-course-sessions-with-candidates-for-adoptive-families (дата обращения: 18.12.2018).
6. Губина Т. Принять ребенка из детского дома. М., 2013. URL: http://supporter.ru/sovrpole.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
7. Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., Пакеринг К. Ранние отношения, или Чего хотят младенцы? М.: Речь, 2010.
8. Петрановская Л. К вам в класс пришел приемный ребенок // Адреса милосердия. М., 2008. URL: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/143-foster-home/2048-zameshhayushhaya-semya-faktory-vliyayushhie-na-psixologicheskoe-zdorove-i-predposylki-dlya-vozniknoveniya-straxov-u-priemnogo-rebenka (дата обращения: 18.12.2018).
9. Пичугина (Капилина) М.В., Панюшева Т.Д. Реабилитационная работа в системе семейного устройства. М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. URL: http://detivokrug.org/priemnym-roditelyam/129-prijomnoj-seme/privjazannost/153-privjazannost-i-semja-v-zhizni-rebenka (дата обращения: 18.12.2018).
10. Плясов Н.Ф., Плясова Г.И., Семья Г.В. Программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни: науч.-метод. пособие. М., 2000.
11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
12. Томас Н. Когда любви недостаточно. Руководство по воспитанию детей-сирот с реактивным нарушением привязанности. М.: МАКС пресс, 2012. URL:http://agapeua.com/?page=Articles&listArticles=35&entry=10&showArticles=982 (дата обращения: 18.12.2018).
13. Филькина С.В., Плащинская Н.С. Непрерывное образование педагогов и специалистов по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Инновации в непрерывном образовании. КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(11). С. 38–45.
URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 18.12.2018).
14. Филькина С.В., Озерец И.Г. Реализация индивидуальных планов жизнеустройства воспитанников детских домов посредством тьюторской деятельности // Инновации в образовании. 2017. № 9. С. 134–141. URL:https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 18.12.2018).
15. Шогенова Ф.З., Ханиева З.А., Шинахова М.М. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20, № 4. C. 286–294.
16. Шпиц П.Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001. URL: https://refdb.ru/look/1802367.html (дата обращения: 14.12.2018).
17. Adolf V.A., Gadaborsheva Z.I., Azhiev A.V.
Espacios // Algoritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects. 2018. Т. 39. No. 35. P. 23. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 18.12.2018).
18. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V., Adolf V.A., Bykadorova E.S., Belova E.N. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. URL:https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 26.12.2018).
19. Sheridan M.D. From Birth to Five Years: Children’s Developmental Progress. Routledge, 1997. URL: https://ru.scribd.com/doc/44390551/From-Birth-to-Five-Years (дата обращения: 26.12.2018).
20. Spitz R.A. No and yas on the Genesis of Human Communication Copyright 1957, by International Universities Press, Inc. A genetic field theory of ego formation Its Implications for Pathology Copyright, 1959 The New York Psychoanalytic Institute Center-European «Translation Project» / URL: http://uchebilka.ru/pshologiya/32926/index.html (дата обращения: 26.12.2018).
21. Fahlberg V. А Child’s Journey through Placement. 1990. URL: http://www.koob.ru/oaklander/ (дата обращения: 26.12.2018).
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Vladimirovna, F. (2019). ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 144-151. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-114