ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

  • NOVOPASHINA Larisa A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: профессорско-преподава-тельский состав, профессиональные ориентиры, факторный анализ, педагогический университет.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются профессиональные ориентиры преподавателей педагогического вуза, являющиеся элементом качества кадрового состава.

Проблема качества кадрового состава преподавателей педагогического университета является актуальной, а реальные профессиональные ориентиры преподавателей, которые они реализуют в ходе подготовки будущих педагогов, малоизученными. Цель статьи – на основе эмпирического анализа выявить и описать профессиональные ориентиры преподавателей педагогического университета.

Методологию исследования составило эмпирическое исследование, в основу которого были положены концептуальные выводы социологического, социально-психологического и педагогического характера, изложенные в трудах классиков (Э. Дюркгейм,

П. Сорокин, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов).

Статья основана на материалах социологического опроса, который был проведен Центром комплексных социологических исследований КГПУ им. В.П. Астафьева среди преподавателей педагогического университета.

Результаты. Теоретический анализ и эмпирическое исследование показали, что профессиональные ориентиры преподавателей могут быть представлены содержательной связанностью между ориентирами в своей преподавательской деятельности и ориентирами, которые являются значимыми в оценивании студентов.

Проведенный факторный анализ позволил выделить три содержательных фактора профессиональных ориентиров преподавателей педагогического университета: формальное – академическое; профессионализм – адаптация; педагогическое – социальное.

Полученные результаты показали, что профес-сиональные ориентиры преподавателей университета сильно зависят и связаны со стажем работы в вузе.

Заключение. В настоящей статье апробируется исследовательский подход к изучению профес-сиональных ориентиров профессорского-преподава-тельского состава педагогического вуза.

Большая часть (82 %) профессорско-преподава-тельского состава педагогического вуза – преподаватели с большим стажем работы. Сама структура профессиональных ориентиров связана и сильно дифференцирована по стажу работы преподавателей в вузе.

Результативным исследовательским условием может стать дальнейшая разработка элементов и содержания качества профессорско-препода-вательского состава, позволяющего в современных условиях вести подготовку учителя будущего.

Литература

1. Григорьева Е.Г., Новопашина Л.А., Бочарова Ю.Ю. Социально-демографические и профессиональные характеристики преподавательского состава регионального университета // Science for Education Today. 2019. № 2. С. 170–187. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.12http://sciforedu.ru/article/3026
2. Камалова Д.О. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Проблемы и перспективы развития образования: матер. VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 244–246. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9626/
3. Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5 (92–93). С. 12–20. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22603864
4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 41–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413085
5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 105–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413090
6. Новопашина Л.А. Ожидания работодателя и реализуемые формы и содержание профессионализации молодых педагогов в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 205–207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23838326
7. Новопашина Л.А. Стандарт против стандарта // Тенденции развития образования: кто и как использует и оценивает образовательные стандарты: матер. XIV ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. М.: Дело, 2018. С. 32–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32479663.
8. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 170–188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12158554
9. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–11. С. 2483–2487. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37473
10. Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А.А., Юдкевич М.М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 20–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21946487 DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-20-43.
11. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012 № 2. С. 159–191. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17838025
12. Хасан Б.И., Новопашина Л.А. Практика продуктивного конфликта (переговоры в репертуаре образования) // Человек.RU. 2017. № 12. С. 102–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27810514
13. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87–120. URL: https://vo.hse.ru/2008–1/26548024.html
14. Caena F. Perspectives on teacher educator policies in European countries: an overview, paper prepared for the European Commission conference // Education: Policy support for Teacher Educators. 2012 (аccess date: August 2013).
URL: http://ec.europa.eu/education/school-education/teacher-educator_en.htm
15. Dengerink J., Lunenberg M., Kools Q. What and how teacher educators prefer to learn, // Journal of Education for Teaching. 2015. № 41 (1). P. 78–96. URL: https://research.vu.nl/en/publications/what-and-how-teacher-educators-prefer-to-learn
16. Eaton S.E., Gereluk D., Dressler R., Becker S. A Canadian online rural education teacher preparation program: Course design, student support and engagement. In: Proceedings of the American Educational Research Association (AERA) Annual Conference, San Antonio. 2017. URL: https://drsaraheaton.wordpress.com/2017/05/10/a-canadian-online-rural-education-teacher-preparation-program/ DOI: 10.5072/PRISM/31627
17. Eaton S.E., Dressler R., Gereluk D., Becker S. A review of the literature on rural and remote pre-service teacher preparation with a focus on blended and e-learning models // Werklund School of Education Research & Publications. 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/283734651/ DOI: 10.5072/PRISM/31625
18. Filges T., Torgerson C., Gascoine L., Dietrichson J., Nielsen C., Viinholt B.A. Effectiveness of continuing professional development training of welfare professionals on outcomes for children and young people: A systematic review // Campbell Systematic Reviews. 2019. № 15. P. 1060. DOI: https://doi.org/10.1002/cl2.1060 https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/cl2.1060
19. Garet S., Porter D., Birman K. What makes professional development effective? // American Educational Research Journal. 2001. № 38 (4).
P. 915–946. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.3102/00028312038004915 DOI: 10.3102/00028312038004915.
20. Loughran J., Berry A. Modelling by teacher educators // Teaching and Teacher Education. 2005. № 21. P. 193–203. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED478762.pdf
21. Marcelo С. Professional development of teachers: past and future // Sisifo. Educational Sciences Journal. January 2009. P. 5–20. URL: https://www.researchgate.net/profile/Carlos_Marcelo/publication/233966627
22. Murray J., Male T. Becoming a teacher educator: evidence from the field // Teaching and Teacher Education. 2005. 21. P. 125–142. doi:10.1016/j.tate.2004.12.006. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1473021/1/Murray%20&%20Male %202005.pdf
23. Oancea A. Teachers, professional knowledge and state-funded teacher education: a (hi)story of critiques and silences // Oxford Review of Education. 2014. № 40 (4). P. 497–519. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03054985.2014.939413. DOI: 10.1080/03054985.2014.939413
24. Villegas A., Lucas T. Preparing culturally responsive teachers rethinking the curriculum // Journal of Teacher Education. 2002. № 53 (1). P. 20–32.
URL: https://www.academia.edu/10997701 DOI: 10.1177/ 0022487102053001003.28
25. West E., Jones P. A framework for planning technology used in teacher education programs that serve rural communities // Rural Special Education Quarterly. 2007. № 26 (4).
P. 3–15. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/875687050702600402 DOI: 10.1177/875687050702600402
26. Willemse M., Lunenberg M., Korthagen F. Values in education: a challenge for teacher educators // Teaching and Teacher Education. 2005. № 21 (2). P. 205–217. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X04001313?via%3Dihub DOI: 10.1016/j.tate.2004.12.009
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., N. (2020). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 114-129. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-189