ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

  • STEPNOVA Lyudmila A. Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
  • KOSTYUK Yulia A. Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны»
  • MIKITYUK Natalya V. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета
  • PRYADKO Lyubov A. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета

Аннотация

Проблема и цель. Авторами анализируется проблема формирования произвольной формы самосознания подростков в процессе освоения психологии как школьной дисциплины. В статье ставится цель разработать концепцию преподавания психологии в школе на основе теории Л.С. Выготского об этапах развития психических функций.

Методологию исследования составляют куль-турно-историческая теория Л.С. Выготского, а также анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по проблемам развития личности, в частности самосознания, признанных научным сообществом, а также опыта преподавания психологии в школе.

Результаты. Основываясь на культурно-истори-ческой теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, авторы предположили и теоретически показали, что преподавание психологии в школе может способствовать формированию у подростков произвольной формы самосознания. Самокоучинг как форма внутренней аутокоммуникации является психологическим средством развития самосознания. Исходя из этого, в основе подготовки программ преподавания психологии для 5–11-х классов должна лежать система психологических знаний, умений и навыков, позволяющих подростку добиться лучшего осознания себя на каждом возрастном этапе. На основе данной понятийной системы у подростка формируется собственная психологическая концепция, «психологическая теория», лежащая в основе понимания, интерпретации и коррекции им как собственных мыслей, желаний, поступков, так и поведения окружающих людей.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция преподавания психологии в школе, включающая самокучинг как управляемую форму внутреннего диалога обеспечивает освоение школьником системы психологических понятий, способствующих обобщению и осознанию им субъективного опыта его самоощущений, размышлений и переживаний.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с. (Психологическое исследование).
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 907 с.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.
5. Костенко В.Ю., Леонтьев Д.А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и само-детерминации в развитии личности // Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 95–107. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29319688_64416329.pdf (дата обращения: 09.08.2020).
6. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 316 с.
7. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. Т. I. 304 с.
8. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196–199.
9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
10. Петровский В.А. Личность в психологии, парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 512 с.
11. Психология в школе: новый предмет или пустые обещания. URL: https://www.ucheba.ru/article/4120
12. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность личности: теоретико-эмпиричес-кие исследования. М.: Народное образование, 2019. 280 с.
13. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 704 c.
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
16. Albers C., Glover T., Kratochwill T. Universal screening for enhanced educational and mental health outcomes // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45, is. 2. P. 111–264. URL: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.12.001
17. Bramlett R.K., Murphy J.J. School ssychology perspectives on consultation: Key contributions to the field // Journal of Educational and Psychological Consultation. 1998. Vol. 9 (1). P. 29–55. URL: https://doi:10.1207/s1532768xjepc0901_2. URL: https://scihubtw.tw/https://www.researchgate.net/publication/233118213
18. Brendan L.S. Expanding school-based care // Early-career psychology. Apa. 2013. Vol. 44, № 8. P. 44. URL: https://www.apa.org/monitor/2013/09/school-care
19. Escalera-Chávez M.E.; Rojas-Kramer C.A. Anxiety towards mathematics: a case of study in high school students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 1. P. 128–135. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
20. Halladay J., Bennett K., Weist M., Boyle M., Manion I., Campo M., Georgiades K. Teacher-student relationships and mental health help seeking behaviors among elementary and secondary students in Ontario Canada // Journal of School Psychology 2020. Vol. 81. P. 1–10. URL: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2020.05.003
21. Miciak J., Fletcher J.M., Stuebing K.K., Vaughn S., Tolar T.D. Patterns of cognitive strengths and weaknesses: Identification rates, agreement, and validity for learning disabilities identification // School Psychology Quarterly. 2013. American Psychological Association 2014. Vol. 29, is. 1. P. 21–37.
22. Newell M.L., Coffee G. School psychologists as systems level consultants: Interdisciplinary perspectives // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2015. Vol. 25, is. 2–3. P. 67–71. DOI: https://doi.org/10.1080/10474412.2015.1016227
23. Nguyen-Thi M.H., Huynh V.S., Giang T.Vu., Bui H.Q. Many social problems in Vietnam stem from the communication problems among high school students while no school counseling support is provided-the urgent need of forming school counseling model for Vietnamese high school students // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 102–113. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
24. Susloparova M.M., Ponomarenko L.N., Kibishev A.N., Romanova I.V. Formation of cognitive motivation in junior school age children in institution of supplementary education // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 2. P. 357–369. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., S., A., K., V., M., & A., P. (2020). ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 150-159. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-229