УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ САМОКОУЧИНГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

  • MIKITYUK Natalya V. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета
  • OLESHKO Svetlana N. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета
  • SIROSHTANENKO Tatyana G. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета
  • DANILOV Nikolay F. Анапский филиал Московского педагогического государственного университета
Ключевые слова: аутокоммуникация, ауто-психологическая компетентность, самокоучинг, самокоррекция, аутокоммуникационный коучинг, самопонимание, самоотношение, аутосензитивность.

Аннотация

Проблема и цель. В концепции преподавания психологии в школе как учебной дисциплины мы развиваем ранее разработанную теорию аутопсихологической компетентности1 в ее практическом применении: как возможность формирования компетентности в отношении самого себя в школьном возрасте. Одним из основных понятий и психологических средств развития является самокоучинг как форма аутокоммуникации. В связи с этим приведем ряд теоретических размышлений по теме внутреннего диалога2.

Методология исследования основана на теории деятельности А.Н. Леонтьева, а также анализе и обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, по проблемам развития личности.

Результаты. Выделенные в предложенной концепции универсальные психологические действия самокоучинга являются попыткой апробировать в ходе преподавания психологии в школе комплекс конкретных психологических приемов, техник, операций, нацеленных на решение психологических задач самопонимания, самооценивания, самокоррекции. Средством формирования эффективных рефлексивных механизмов (осознание себя) является аутокоммуникационный коучинг (самокоучинг), в основе которого лежит умение формулировать вопросы к себе в отношении значимых психологических проявлений.

Заключение. Преподавание психологии в школе (система психологических знаний и навыков, осваи-ваемых школьником с помощью психологических технологий самокоучинга) рассматривается как психологическое средство формирования рефлексивной, произвольной формы самосознания. Разработанная программа обучения обеспечивает освоение школьником системы психологических понятий, способствующих обобщению и осознанию им субъективного опыта его самоощущений, размышлений и переживаний.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков, 2004. 213 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с. (Психологическое исследование).
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 907 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.
6. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2014. 419 с.
7. Жуланова И.В., Медведев А.М. Психологическая реальность субъектного действия // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 63–71.
8. Костенко В.Ю., Леонтьев Д.А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и само-детерминации в развитии личности // Мир психологии. 2016. № 3 (87). C. 95–107. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29319688_64416329.pdf (дата обращения: 09.08.2020).
9. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 316 с.
10. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. Т. I. 304 с.
11. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196–199.
12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
13. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 107 с.
14. Петровский В.А. Личность в психологии, парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
15. Психология в школе: новый предмет или пустые обещания. URL: https://www.ucheba.ru/article/4120
16. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диа-лог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-Центр, 2010. 304 с.
17. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность личности: теоретико-эмпиричес-кие исследования. М.: Народное образование, 2019. 280 с.
18. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ. 1983. 284 с.
19. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 704 c.
20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
21. Albers C., Glover T., Kratochwill T. Universal screening for enhanced educational and mental health outcomes // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45, is. 2. P. 111–264. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.12.001
22. Bramlett R.K., Murphy J.J. School ssycho-logy perspectives on consultation: Key contributions to the field // Journal of Educational and Psychological Consultation. 1998. Vol. 9 (1). P. 29–55. URL: https:// doi:10.1207/s1532768xjepc0901_2. URL: https://scihubtw.tw/https://www.researchgate.net/publication/233118213
23. Brendan L.S. Expanding school-based care // Early-career psychology. Apa. 2013. Vol. 44, № 8. P. 44. URL: https://www.apa.org/monitor/2013/09/school-care
24. Escalera-Chávez M.E., Rojas-Kramer C.A. Anxiety towards mathematics: a case of study in high school students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 1. P. 128–135. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
25. Halladay J., Bennett K., Weist M., Boyle M., Manion I., Campo M., Georgiades K. Teacher-student relationships and mental health help seeking behaviors among elementary and secondary students in Ontario Canada // Journal of School Psychology. 2020. Vol. 81. P. 1–10. URL: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2020.05.003
26. Miciak J., Fletcher J.M., Stuebing K.K., Vaughn S.,
Tolar T.D. Patterns of cognitive strengths and weaknesses: Identification rates, agreement, and validity for learning disabilities identification // School Psychology Quarterly. 2013. American Psychological Association 2014. Vol. 29, is. 1. P. 21–37.
27. Newell M.L., Coffee G. School psychologists as systems level consultants: Interdisciplinary perspectives // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2015. Vol. 25, is. 2–3. P. 67–71. DOI: 10.1080/10474412.2015.1016227
28. Nguyen-Thi M.H., Huynh V.S., Giang T.Vu., Bui H.Q. Many social problems in Vietnam stem from the communication problems among high school students while no school counseling support is provided-the urgent need of forming school counseling model for Vietnamese high school students // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 102–113. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
29. Susloparova M.M., Ponomarenko L.N., Kibishev A.N., Romanova I.V. Formation of cognitive motivation in junior school age children in institution of supplementary education // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 2. P. 357–369. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
V., M., N., O., G., S., & F., D. (2020). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ САМОКОУЧИНГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 160-168. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-230