СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5–9-х КЛАССОВ

  • KRASNOSHCHEKOVA Yana V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • UMINOVA Natalya V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: методика преподавания литературы, современная детская литература, внеклассное чтение, историческая проза, патриотическое воспитание.

Аннотация

Проблема и цель. В статье обоснован воспитательный и познавательный потенциал современной детской литературы, посвященной отдельным темам русской истории, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в методических кругах об исторических темах, важных для обсуждения с подростками, отборе художественных текстов для внеклассного чтения. Цель статьи – представить содержательные и методические подходы к изучению современной исторической прозы в процессе внеклассного чтения подростков (на примере двух тем – Древняя Русь и сталинские репрессии).

Методологию исследования составляет анализ литературоведческих работ, посвященных понятию «историческая проза», а также научно-методических источников, описывающих основы внеклассного и подросткового чтения (методы теоретического исследования). Кроме того, работа опирается на метод эмпирического исследования – анкетирование учащихся. Описан первый этап поискового эксперимента, связанный с разработкой системы уроков внеклассного чтения современных произведений исторической тематики (проведены отбор художественного материала и его распределение по классам, определены ведущие содержательные аспекты и методические приемы, способствующие эффективному усвоению специфики исторических произведений).

Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана система

уроков, ориентированная на включение произведений исторической тематики в круг подросткового чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, обозначены методические приемы и центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных исторических произведений, адресованных читателю-подростку, может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных воспитательных и познавательных задач, формирования метапредметных учебных результатов.

Литература

1. Андреев А.Ю. Русский советский исторический роман: 20–30-е годы. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1962. 156 с.
2. Асонова Е. Детские книги в круге чтения взрослых. М.: Совпадение, 2017. 288 с.
3. Ащеулова И.В. Русская постмодернистская историческая проза в контексте современной русской культуры // Язык и культура: сб. ст. XXV Междунар. науч. конф., посвящ. Году культуры в России. 2015. С. 23–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25073232 (дата обращения: 16.02.2021).
4. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / под ред. Я.А. Ротковича. М.: Просвещение, 1970. 224 с.
5. Дурапова О.А. Методическая разработка по литературе (6 класс): Внеклассное чтение по книге О. Громовой «Сахарный ребенок». URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/24/vneklassnoe-chtenie-po-knige-o-gromovoy-saharnyy-rebyonok (дата обращения: 30.01.2020).
6. Ершова В.В. Тема блокадного детства в поэ-зии XX века. V класс // Литература в школе. 2012. № 5. С. 35–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17664327 (дата обращения: 16.02.2021).
7. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV–VIII кл.). М.: Просвещение, 1980. 208 с.
8. Ковтун Н.В. «Голый человек» А. Солженицына на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 157–167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/golyy-chelovek-a-solzhenitsyna-na-fone-novoy-lagernoy-prozy-pro-et-contra (дата обращения: 25.11.2020).
9. Красников Г.Н. «Ты припомни, Россия!..» К Дню Великой Победы // Литература в школе. 2017. № 6. С. 7–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30080025 (дата обращения: 13.10.2020).
10. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: «МАЭСТРО ПлаТинум», 2017. 158 с.
11. Кутейникова Н.Е. О списках литературы для самостоятельного чтения школьников // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. 2016. № 8. С. 67–71.
12. Кутейникова Н.Е. Художественные произведения на историческую тему для детей, подростков и юношества // Русская словесность. 2012. № 3. С. 36–43.
13. Кутейникова Н.Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их // Литература в школе. 2014. № 5. С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21459793 (дата обращения: 13.10.2020).
14. Уроки внеклассного чтения / под ред. Я.Г. Нестурх. М.: Просвещение, 1980. 128 с.
15. Эверс Х.Х. Введение в детскую и юношескую литературу // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
V., K., & V., U. (2021). СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5–9-х КЛАССОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 5-15. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-254