ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, сетевое взаимодействие, пропедевтический курс информатики.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема оценивания универсальных учебных действий (далее – УУД) младших школьников, формируемых в процессе сетевого взаимодействия в урочной деятельности по информатике. Проблема исследования обусловливается требованиями современного информационного общества и приобретает особую актуальность в условиях перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией Covid-19 в 2020 г. Целью статьи является научное обоснование и описание средств оценки уровня сформированности УУД младших школьников на уроках информатики в процессе сетевого взаимодействия.

Методология исследования основана на анализе и обобщении нормативно-правовых документов начального общего образования, научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме цифровой социализации поколения Z и организации дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19; анализе исследований в области организации сетевого взаимодействия; анализе исследований в области диагностики УУД обучающихся.

Результаты исследования. Описан способ оценки коммуникативных и регулятивных УУД, формируемых у младших школьников на уроках информатики в четвертом классе, предусматривающих этап сетевого взаимодействия с использованием облачных сервисов Google. Проведена апробация предложенного способа в МАОУ «Гимназия № 9» г. Красноярска и СОШ № 11 г. Абакана с 2016 по 2019 г. с опорой на уровневую модель сетевого взаимодействия младших школьников. Всего исследованием было охвачено 120 учащихся в течение трех лет.

Заключение. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод: организация сетевого взаимодействия на основе распределенных в пространстве групп по уровневой модели способствует формированию УУД базового и повышенного уровня, что подтверждается результатами их оценки. Материа-лы, представленные в статье, могут использоваться как учителями начальной школы, так и учителями-предметниками на ступени начального общего образования, а также методистами и администрацией школы для оценивания УУД обучающихся.

Литература

1. Аешина Е.А., Калачева С.И. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 8–9-х классов в процессе решения геометрических задач на построение // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №. 3. С. 6–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44122541 (дата обращения: 28.02.2021). DOI: 10.25146/1995-0861-2020-53-3-216
2. Афанасьева Ж.В., Богданова А.В. Средства организации сетевой совместной деятельности младших школьников в предметной области «филология» // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. 2020. С. 184–189. URL: http://school33-perm.ru/images/mk/musina/sbornik_razvitie_lichnosti.pdf#page=184 (дата обращения: 25.02.2021).
3. Ваграменко Я.А., Яламов Г.Ю. Коллективная учебная деятельность учащихся в сетевой информа-ционно-образовательной среде: метод. рекомендации // Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация образования 2016». 14–17 июня 2016 г., Сочи. М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 188–207. URL: http://portalsga.ru/data/3127.pdf#page=188 (дата обращения: 22.02.2021).
4. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 161–168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-osnovnoy-shkoly/viewer (дата обращения: 28.02.2021).
5. Карпова Н.А., Гвасалия Д.А., Гомбоцыденова А.Б. Организация сетевого взаимодействия посредством сервисов Google // Вестник Марийского государственного университета. 2010. № 5. С. 83–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-setevogo-vzaimodeystviya-posredstvom-servisov-google/viewer (дата обращения: 25.02.2021).
6. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы // Системы и средства информатики. 2006. С. 7–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13060515 (дата обращения: 22.02.2021).
7. Комарова И.В. Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 210–210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20992272 (дата обращения: 22.02.2021).
8. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21757241 (дата обращения: 21.02.2021).
9. Патаракин Е.Д., Катков Ю.В. Использование викиграмм для поддержки совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15, № 2. С. 536–552. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vikigramm-dlya-podderzhki-sovmestnoy-setevoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.02.2021).
10. Потупчик Е.Г. Организация взаимодействия младших школьников на уроках информатики по сетевой модели // Информатизация образования и методика электронного обучения. 2018. С. 225–229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35581291 (дата обращения: 23.02.2021).
11. Потупчик Е.Г., Чен Ю.В. Особенности оценки качества урока в условиях использования ЦОР и дистанционных технологий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 3. С. 62–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44122546 (дата обращения: 24.02.2021). DOI: 10.25146/1995-0861-2020-53-3-221
12. Потупчик Е.Г., Чен Ю.В. Оценка качества современных уроков информатики в основной школе // Информатика и образование. 2018. № 6. С. 23–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35618999 (дата обращения: 24.02.2021).
13. Потупчик Е.Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 178–185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30736129 (дата обращения: 24.02.2021). DOI: 10.25146/1995-0861-2017-42-4-33
14. Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Уровневая модель сетевого взаимодействия младших школьников в урочной деятельности // Открытое образование. 2019. № 6. С. 4–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42433157 (дата обращения: 24.02.2021). DOI: 10.21686/1818-4243-2019-6-4-12
15. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36598708 (дата обращения: 21.02.2021).
16. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35336015 (дата обращения: 21.02.2021).
17. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 3. С. 159–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya-suschnost-i-pokazateli-sformirovannosti (дата обращения: 28.02.2021).
18. Чадаева О.В. Организация проектной деятельности младших школьников посредством сетевого взаимодействия в Google сервисах // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. 2015. С. 49–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24268305 (дата обращения: 25.02.2021).
19. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins // Pew Research Center. 2019. Vol. 17, No. 1. P. 1–7. URL: http://tony-silva.com/eslefl/miscstudent/downloadpagearticles/defgenerations-pew.pdf (дата обращения: 27.02.2021).
20. Dunas D.V., Vartanov S.A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of generation Z // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15, No. 2. P. 186–203. URL: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2020/06/dunas2020.pdf (дата обращения: 27.02.2021). DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648
21. König J., Jäger-Biela D. J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, No. 4. P. 608–622. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02619768.2020.1809650 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/02619768.2020.1809650
22. Kruszewska A., Nazaruk S., Szewczyk K. Polish teachers of early education in the face of distance learning during the COVID-19 pandemic the difficulties experienced and suggestions for the future // Education. 2020. 3–13. P. 1–12. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03004279.2020.1849346 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/03004279.2020.1849346
23. Lemay D.J., Doleck T., Bazelais P. Transition to online teaching during the COVID-19 pandemic // Interactive Learning Environments. 2021. P. 1–12. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10494820.2021.1871633 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/10494820.2021.1871633
24. Moorhouse B.L., Lee J., Herd S. Providing remote school-based professional support to teachers during school closures caused by the COVID-19 pandemic // Learning: Research and Practice. 2020. P. 1–15. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23735082.2020.1825777 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/23735082.2020.1825777
25. Palau R. et al. Analysis of the implementation of teaching and learning processes at Catalan schools during the Covid-19 lockdown // Technology, Pedagogy and Education. 2021. P. 1–17. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1475939X.2020.1863855 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/1475939X.2020.1863855
26. Scully D., Lehane P., Scully C. ‘It is no longer scary’: digital learning before and during the Covid-19 pandemic in Irish secondary schools // Technology, Pedagogy and Education. 2021. P. 1–23. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1475939X.2020.1854844 (дата обращения: 26.02.2021). DOI: 10.1080/1475939X.2020.1854844
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
G., P., L., S., & S., L. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 48-63. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-271