ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

  • Kukava Sofiko G. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Ostroverkh Oksana S. Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная децентрация, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.

Аннотация

Проблема и цель. В статье на основании анализа исследований отечественных авторов обозначена проб-лема формирования эмоциональной децентрации у детей дошкольного возраста и значение игры в этом процессе. Цель исследования – выявление взаимосвязи между становлением сюжетно-ролевой игры и формированием эмоциональной децентрации.

В основе методологии исследования лежат культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, а также теория деятельности А.Н. Леонтьева; в ходе исследования были применены анализ теоретических источников по вопросу формирования эмоциональной сферы дошкольника и развития сюжетно-ролевой игры; стандартизированное наблюдение за ходом специально организованных игр; констатирующий эксперимент по определению уровня эмоциональной децентрации у дошкольников; формирующий эксперимент; качественный и количественный анализ данных; сравнительный анализ данных с помощью статистического t-Критерия Стьюдента. Уровень значимости составляет p=0,05.

Результаты исследования. В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась: такие условия для сюжетно-ролевой игры, как предоставление дошкольникам возможности для создания и преобразования игрового пространства с помощью неоформленного предметного материала; принятие взрослым позиции как партнера по игре, способствуют внутренней и внешней динамике игры, что, в свою очередь, влияет на прогресс в становлении эмоциональной децентрации у детей дошкольного возраста.

Заключение. В работе были описаны особенности эмоционального развития дошкольного возраста, рассмотрено понятие эмоциональной децентрации с точки зрения разных авторов, а также описан процесс развития игры в дошкольном возрасте. Разработана схема по определению уровня эмоциональной децентрации у дошкольников, в которой относительно трех критериев как показателей эмоциональной децентрации выделены три уровня сформированности эмоциональной децентрации у детей 4–6 лет: высокий, средний и низкий. Разработана диагностическая игровая процедура «Желания сказочного персонажа», которая может быть использована для выявления уровня сформированности эмоциональной децентрации. Разработана схема анализа внутренней и внешней динамики сюжетно-ролевой игры.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 2018. Т. 1. 230 с.; Т. 2. 288 с.
URL: https://www.klex.ru/hvn (дата обращения: 22.09.2021).
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: монография. М.: Педагогика, 2016. 144 с. URL: https://www.studmed.ru/breslav-gm-emocionalnye-osobennosti-formirovaniya-lichnosti-v-detstve_99ea50464b5.html (дата обращения: 22.09.2021).
3. Веккер Л.М. Психические процессы. М.: Смысл; Академия, 2018. 544 с. URL: https://www.klex.ru/author/vekker_l_m/ (дата обращения: 22.09.2021).
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–68. URL: https://www.studmed.ru/vygotskiy-lev-igra-i-ee-rol-v-psihicheskom-razvitii-rebenka_504cb7df8e4.html (дата обращения: 15.05.2021).
5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность: научная работа. М.: Политиздат, 2018. 272 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322-1.shtml (дата обращения: 22.09.2021).
6. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59–73. URL: https://ru.scribd.com/document/490018892 (дата обращения: 15.05.2021).
7. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23695368 (дата обращения: 24.05.2021).
8. Красноперова Л.А. К вопросу о содержательных характеристиках социальных эмоций детей на разных этапах дошкольного детства // Современные исследования. 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32507521 (дата обращения: 15.05.2021).
9. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.06.2021).
10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер. 2018. 123 с. URL: https://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie (дата обращения: 22.09.2021).
11. Микляева Н.В. Модель развития социального интеллекта дошкольников // Дошкольное воспитани. 2016. № 12. Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28407448 (дата обращения: 15.05.2021).
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 22.09.2021).
13. Bodenhausen G.V. Emotions, arousal, and stereotypic judgments: A heuristic model of affect and stereotyping. In: Affect, Cognition and Stereotyping / Ed. by D.M. Mackie, D.L. Hamilton. California: Academic Press, Inc., 1993. P. 13–37. DOI: 10.1016/b978-0-08-088579-7.50006-5
14. Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success // Social and Personality Psychology Compass. 2011. Is. 5 (1). P. 88–103. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2010.00334.x
15. Cooper M.L., Shaver P.R., Collins N.L. Attachment styles, emotion regulation, and adjustment in adolescence // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. No. 74 (5). P. 1380–1397. DOI: 10.1037/0022-3514.74.5.1380
16. Davidson R.J., Goleman D.J., Schwartz G.E. Attentional and affective concomitants of meditation: A cross-sectional study // Journal of Abnormal Psychology. 1976. Is. 85 (2). P. 235–238. DOI: 10.1037/0021-843x.85.2.235
17. Fink E., Heathers J.A.J., & de Rosnay M. Young Children’s Affective Responses to Another’s Distress // Dynamic and Physiological Features. PLOS ONE. 2015. Nо. 10 (4). e0121735. DOI: 10.1371/journal.pone.0121735
18. Kawai S., Takano H., Nakamura K. Pupil Diameter Variation in Positive and Negative Emotions with Visual Stimulus. 2013 IEEE International Conference on Systems, Man, and Cybernetics. 2013. DOI: 10.1109/smc.2013.712
19. Kolomiiets T. Development of empathic interpersonal interaction in adolescence // Science and Education. 2016. Is. 34 (9). P. 77–84. DOI: 10.24195/2414-4665-2016-9-15
20. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. 1993. Is. 17(4). P. 433–442. DOI: 10.1016/0160-2896(93)90010-3
21. Parkinson B., Manstead A.S.R. Current emotion research in Social Psychology: Thinking about emotions and other people // Emotion Review. 2015. Is. 7 (4). P. 371–380. DOI: 10.1177/1754073915590624
22. Salovey P., Mayer J.D., Goldman S.L., Turvey C., Palfai T.P. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emotional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale. In: Pennebaker J.W. Emotion, Disclosure & Health. Washington, DC: American Psychological Association. 1995. P. 125–154. DOI: 10.1037/10182-006
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
G., K., & S., O. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 113-123. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-295