BRAGGING КАК ОДИН ИЗ ОПОРНЫХ КОНЦЕПТОВ ХИП-ХОП-ДИСКУРСА

Ключевые слова: хип-хоп-дискурс, концептуализация, опорный концепт, концепт bragging, субкультура хип-хопа, сленг, прецедентные феномены, сегрегация, эдлибы, семантическое поле «украшения», семантическое поле «финансовое благополучие».

Аннотация

Постановка проблемы. Субкультура хип-хопа образовалась среди афроамериканского населения США в период неблагополучной социально-экономической обстановки. Такие условия развития хип-хопа формируют определенную систему ценностей и знаний, которая выступает фундаментом дискурсивного пространства хип-хопа. Хип-хоп-дискурс развертывается вокруг опорных концептов racism, violence и bragging. Концепт bragging опирается на последствия условий жизни в сегрегационном обществе США, когда у афроамериканцев не было возможности обладать определенными товарами, доступными для белокожего населения. После снятия ограничений товары высокого ценового сегмента становятся элементом системы ценностей участников хип-хоп-дискурса.

Цель статьивыявить и систематизировать лингвистические средства репрезентации концепта bragging как одного из опорных концептов хип-хоп-дискурса.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение концепций об опорных концептах, на основании которых строится дискурс.

Результаты. На основе анализа песенных текстов хип-хоп-дискурса были выделены наиболее расп-ространенные лингвистические средства реализации концепта bragging. В исследуемом виде дискурса рассматриваемый концепт актуализируется преимущественно за счет лексических средств.

Выводы. Наиболее распространенными способами репрезентации концепта bragging являются лексические средства семантических полей «украшения» и «финансовое благополучие». Кроме того, важность представляют прецедентные имена для номинации компаний, производящих товары высокой стоимости, которые для участников хип-хоп-дискурса являются атрибутами успешности. Концепт bragging выступает опорным концептом хип-хоп-дискурса и отражением специфики хип-хоп-дискурса. Он также определяет направление восприятия окружающего мира участников субкультуры.

Литература

1. Алешинская Е.В., Гриценко Е.С. Английский язык как средство конструирования глобальной и локальной идентичности в российской популярной музыке // Вестник ННГУ. 2014. № 6. С. 189–193. URL: https://goo-gl.su/tY7I (дата обращения: 27.07.2021).
2. Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. М.: Всесоюзный центр переводов ГКНТ и АН СССР, 1982. 288 с.
3. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c.
4. Кушнерук С.Л. «Мир дискурса» в аспекте когнитивного моделирования // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1. С. 105–111. URL: https://goo-gl.su/U3uT (дата обращения: 26.07.2021).
5. Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: кол. монография / отв. ред. М.Ю. Олешков. Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. С. 68–85.
6. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. К.: ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002. 336 с.
7. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М.: РГГУ. 1995. С. 35–73.
8. Belk R.W., Bahn K.D., Mayer R.N. Developmental recognition of consumption symbolism // Journal of Consumer Research. 1982. Is. 9 (1). P. 4. DOI: 10.1086/208892
9. Binder A. Constructing racial rhetoric: Media depictions of harm in heavy metal and rap music // American Sociological Review. 1993. Is. 58 (6). P. 753. DOI: 10.2307/2095949
10. Burkhalter J.N., Thornton C.G. Advertising to the beat: An analysis of brand placements in hip-hop music videos // Journal of Marketing Communications. 2012. Is. 20 (5). P. 366–382. DOI: 10.1080/13527266.2012.710643
11. Chang J. Can’t stop, won’t stop: A history of the hip-hop generation. St. Martin’s Press, 2005. 546 p.
12. Clay A.T. The hip-hop generation fights back: Youth, activism and post-civil rights politics. NYU Press, 2012. 240 p. URL: https://www.jstor.org/stable/j.ctt9qfjft (дата обращения: 27.07.2021).
13. Craig T., Kynard C. Sista Girl Rock: Women of colour and hip-hop deejaying as raced/gendered knowledge and language // Changing English. 2017. Is. 24 (2). No. 143–158. DOI: 10.1080/1358684x.2017.1311034
14. Cutler C. Hip-hop language in Sociolinguistics and beyond // Language and Linguistics Compass. 2007. Is. 1 (5). P. 519–538. DOI: 10.1111/j.1749-818x.2007.00021.x
15. Karsdorp F., Manjavacas E., Kestemont M. Keepin’ it real: Linguistic models of authenticity judgments for artificially generated rap lyrics // PLOS ONE. 2019. Is. 14 (10). P. e0224152. DOI: 10.1371/journal.pone.0224152
16. Kresovich A., Reffner Collins M. K., Riffe D., Carpentier F. R. D. A content analysis of mental health discourse in popular rap music // JAMA Pediatrics. 2021. Is. 175 (3). P. 286. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2020.5155
17. Lamont M., Molnár V. How blacks use consumption to shape their collective identity // Journal of Consumer Culture. 2001. Is. 1 (1). P. 31–45. DOI: 10.1177/146954050100100103
18. Makarova T.S., Khlybova M.A. Discourse and discourse analysis in the concept of sociohumanitarian knowledge // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Is. 7 (6). P. 900–905. DOI: 10.18510/hssr.2019.76135
19. Mullins P.R. Race and affluence: An archaeology of African American and consumer culture. Plenum Publishers, 1999. 217 p.
20. Ohriner M. Analysing the pitch content of the rapping voice // Journal of New Music Research. 2019. Is. 48 (5). P. 413–433. DOI: 10.1080/09298215.2019.1609525
21. Podoshen J.S., Andrzejewski S.A., Hunt J.M. Materialism, conspicuous consumption, and American hip-hop subculture // Journal of International Consumer Marketing. 2014. Is. 26 (4). P. 271–283. DOI: 10.1080/08961530.2014.900469
22. Rucker D.D., Galinsky A.D. Desire to acquire: Powerlessness and compensatory consumption // Journal of Consumer Research. 2008. Is. 35 (2). P. 257–267. DOI: 10.1086/588569
23. Stoia N., Adams K., Drakulich K. Rap lyrics as evidence // Race and Justice. 2017. Is. 8 (4). P. 330–365. DOI: 10.1177/2153368716688739
24. Viega M. Exploring the discourse in hip hop and implications for music therapy practice // Music Therapy Perspectives. 2015. Is. 34 (2). P. 138–146. DOI: 10.1093/mtp/miv035
25. Werner V. Assessing hip-hop discourse: Linguistic realness and styling // Text & Talk. 2019. Is. 39 (5). P. 671–698. DOI: 10.1515/text-2019-2044
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
M., Y. (2021). BRAGGING КАК ОДИН ИЗ ОПОРНЫХ КОНЦЕПТОВ ХИП-ХОП-ДИСКУРСА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 58(4), 134-142. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-311