ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: электронное обучение, технология «больших» данных, блокчейн-технология, технология виртуальной и дополненной реальности, информационно-коммуникационная компетентность.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются особенности сквозных технологий в сфере педагогического образования и подготовке учителя иностранного языка. Важнейшим условием является формирование профессиональных компетенций, в основе которых находится коммуникативная компетенция как практическое владение иностранным языком на определенном уровне.

Цель статьи – определить значение сквозных технологий в обучении иностранным языкам как технологий формирования педагогических компетенций учителей иностранного языка и показать особенности и перспективы дальнейшего их развития.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение предшествующих работ российских и зарубежных исследователей в данной области, на основе которых выделяются ключевые понятия.

Результаты. На основе теоретического анализа выделяется понятие «сквозные технологии» в условиях развития цифровой экономики в целом, а также отмечаются важнейшие сквозные технологии применительно к лингводидактике. Предложены возможности использования сквозных технологий в обучении иностранным языкам, а также отмечены дальнейшие перспективы их развития.

Заключение. В условиях развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сквозные технологии представляются перспективным направлением дальнейшего развития. Однако не все из них можно использовать в равной степени в настоящее время, что обусловлено техническим прогрессом и информационно-образовательной средой. Сквозные технологии являются новым направлением в педагогике и требуют дальнейшего изучения и рассмотрения в каждом аспекте отдельно.

Литература

1. Амирова Н.Р., Кондратьева Я.Э. Цифровые сквозные технологии: реалии и перспективы развития // ЦИТИСЭ. 2019. № 4. С. 169–182.
2. Андреев А.С. Познание и применение сквозных технологий в посткриминальной действительности как интенции, формирующие новые задачи науки криминалистики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 10-3. С. 112–117.
3. Басанин К.О. Исследовательский потенциал систем Big Data в лингвистике и методике преподавания иностранного языка // Иностранный язык. Методические вопросы подготовки конкурентоспособного выпускника. 2020. С. 29–35.
4. Басманова Ю.И., Филинских А.Д. Развитие и внедрение сквозных технологий в области цифровой экономики // Кограф-2020. 2020. С. 357–362.
5. Белов С.А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2014. 190 с.
6. Васьбиева Д.Г. О роли электронного обучения иностранному языку в формировании информа-ционно-коммуникационной компетентности студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (78): в 4 ч. Ч. 2. C. 196–199.
7. Вегнер А.И. Сквозные технологии цифровой экономики // Современные технологии принятия решений в цифровой экономике: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. студ., аспирантов и молодых ученых, 15–17 ноября 2018 г., Юрга. Томск, 2018. С. 89–91.
8. Верзун Н.А., Афанасьев Д.С., Быстряков Д.С. Изучение в вузах сквозных технологий цифровой экономики // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 76–79.
9. Гулая Т.М. Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (43): в 2 ч. Ч. 2. C. 72–74.
10. Давыдова А.В., Марьянчик В.А., Шестакова Т.Э. Актуальные принципы обучения учителя-филолога в современной высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54): в 4 ч. Ч. III. C. 58–65.
11. Данько Ю.В. Концепция подготовки учителя иностранного языка в условиях цифровизации образовательной среды // Оригинальные исследования. 2021. Т. 11, № 8. С. 11–16.
12. Куракина Н.В., Фомичева Т.Л. Обзор межсекторальных (сквозных) цифровых технологий, используемых на лидирующих заводах сборных бетонных изделий России и ЕС // Право, экономика и управление: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 27 нояб. 2020 г.) / редкол.: Э.В. Фомин [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 31–38. DOI: 10.31483/r-97255
13. Кузнецова В.П., Бондаренко И.А. Блокчейн в образовании // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 858–860.
14. Макаров В.В., Асеев А.А., Устриков Н.К. Сквозные технологии цифровой экономики // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы. 2020. С. 8–12.
15. Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: дис. … канд. пед. наук. Ялта, 2019. 211 с.
16. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Русскова О.Б. Сквозная технология оценивания результатов обучения студентов в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 173–183.
17. Нетесова М.В. Электронные ресурсы в обучении иноязычной устной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (38): в 2 ч. Ч. I. C. 134–139.
18. Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 6. С. 49–55.
19. Стебихова Н.А. Сквозные технологии цифровой экономики // Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. 2019. С. 193–196.
20. Уваров А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4. С. 108–117.
21. Цветков В.А. и др. Проблемы и перспективы развития цифровой экономики в России // Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики. 2018. Т. 27. С. 207–215.
22. Andrade M.S. Cross-cutting skills: strategies for teaching & learning // Higher Education Pedagogies. 2020. Vol. 5, is. 1. P. 165–181.
23. Collins J. Education techniques for lifelong learning: principles of adult learning // Radiographics. 2004. Vol. 24, is. 5. P. 1483–1489.
24. Drigas A., Leliopoulos P. The use of big data in education // Big Data Technology in Education: Advantages, Implementations and International Journal of Computer Science Issues (IJCSI). 2014. Is. 11 (5):1. P. 1694–0784.
25. Stone S.B., Myers S.S., Golden C.D. Cross-cutting principles for planetary health education // The Lancet Planetary Health. 2018. Vol. 2, is. 5. P. 192–193.
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
V., D. (2022). ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 159-169. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-326