ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ ЯДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: универсальные учебные действия, будущий учитель физической культуры, ядро педагогического образования, занятия физической культурой, подготовка, профессиональные задачи, компетенции, умения, деятельность, проектирование, формирование.

Аннотация

Постановка проблемы. Современные вызовы системы образования в части достижения метапредметных результатов школьниками, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий (УУД) в целях их саморазвития и самосовершенствования, обусловливают новые требования к качеству подготовки будущего учителя физической культуры, готового к решению профессиональных задач [Адольф, Степанова, 2017].

Внедрение ядра педагогического образования призвано обеспечить подготовку, отвечающую современным вызовам и требованиям. Вопрос о том, как спроектировать содержание деятельности, направленное на решение профессиональных задач при освоении основной образовательной программы ядра педагогического образования будущего учителя физической культуры, является актуальным, так как это нововведение, которое недостаточно изучено в теории и практике [Адольф и др., 2021]. Мало исследованными до настоящего времени остаются вопросы подготовки будущего учителя к работе по формированию УУД школьников на занятиях физической культурой в условиях сохранения высокой моторной плотности уроков, обеспечения двигательной активности и безопасности.

Цель статьи – проанализировать результаты исследования характеристик сформированности универсальных учебных действий будущих учителей физической культуры для определения содержания их деятельности, которую необходимо организовать в процессе подготовки.

Методологию исследования составил анализ характеристик личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД будущих учителей физической культуры как необходимых составляющих подготовки в условиях внедрения ядра педагогического образования. В исследовании приняли участие 100 студентов первого курса (набор 2020 и 2021 гг.). В качестве метода получения эмпирических данных использовался опрос с оценочными шкалами. Математическая обработка включила описательную статистику и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена.

Опрос учителей физической культуры и тренеров-преподавателей Красноярска, Красноярского края, Рес-публик Хакасия и Тыва в мае – сентябре 2021 г. проводился в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00090-32-02.

Результаты, полученные в ходе опросов, соответствуют законам нормального распределения Гауса. Коэффициент вариации данных находится в пределах от 10 до 30 %. Мера риска в пределах нормы, что свидетельствует о достоверности полученных результатов, и они могут быть использованы в других научных исследованиях.

Результаты исследования показали, что в личностных характеристиках УУД будущих учителей физической культуры, которые обеспечивают ценностно-смысловую, мотивационную ориентацию, максимальное значение имеют шкалы: ответственное отношение к созданию семьи; ценности здорового образа жизни. Минимальное значение имеют шкалы: гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность основ саморазвития и самовоспитания.

Минимальное значение имеет шкала: способность и готовность к рефлексии способов и условий, результатов деятельности [Вовлечение..., 2021].

Заключение. Диагностика УУД будущих учителей физической культуры позволила определить характеристики, которые дадут возможность проектировать содержание их деятельности в условиях внедрения ядра педагогического образования, направленного на обеспечение готовности будущего учителя физической культуры к решению профессиональных задач.

Формирование потребности в саморазвитии и самовоспитании, готовности к самообразованию будущего учителя физической культуры возможно через вовлечение в деятельность профессионально-образовательных площадок, организацию учебно-познавательной деятельности, наставничество1.

В содержательном компоненте ядра педагогического образования необходима деятельность будущего учителя физической культуры, направленная на овладение умениями бесконфликтного общения, медиации, целеполагание, самоконтроль и коррекцию, рефлексию.

Литература

1. Адольф В.А., Кондратюк А.И., Кондратюк Т.А. Изменения подготовки учителя физической культуры в условиях цифровой трансформации общества // Формирование цифровой культуры непрерывного гуманитарного образования в контексте сохранения традиционных ценностей: сб. науч. ст. М.: Ваш формат, 2021. С. 376–387.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Конструирование содержания педагогического образования на основе профессиональных задач // Вестник ККПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 110–114.
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 43–47.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с. (Стандарты второго поколения).
5. Бабанский Ю.К. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспита-тельного процесса. М.: Просвещение, 1984. 77 с.
6. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник. 3-е изд. М.: Профессиональное образование, 2010. 456 с.
7. Введение в профессию «преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя: учебник / С.В. Бадмаева, Ю.М. Белозерова, А.К. Белоусова [и др.]. М.: КноРус, 2022. 460 с. (Магистратура и аспирантура).
8. Вовлечение работников общеобразовательных организаций в подготовку будущих педагогов / В.А. Адольф, М.С. Зайцева, А.И. Кондратюк [и др.]; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. 248 с.
9. Германов Г.Н., Неверкович С.Д., Сабирова И.А. Метапредметность как методологическая основа педагогики физической культуры и спорта: научный обзор // Спортивно-педагогическое образование. 2019. № 1. С. 90–96.
10. Ильина Н.Ф., Ильин А.С. Метакомпетенции педагога как ресурс реализации школьных стандартов нового поколения // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 35–46.
11. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 7. С. 55–57.
12. Мохова М.Е. Система оценки образовательных результатов обучающихся средней школы по физической культуре в условиях ФГОС // Состояние и перспективы развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры: сб. ст. по матер. Междунар. студен. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 19 апреля 2018 г. Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2019. С. 13–17.
13. Педагогика: учебник и практикум / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, Н.Ю. Борисова [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 246 с. (Профессиональное образование).
14. Пичкалева Н.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 10.05.2022).
15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013. 576 с.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. образов. учрежд. средн. проф. образ., обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2008. (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование).
17. Стародубцев В. Оценка образовательного процесса по методу прямого субъективного шкалирования // Педагогические измерения. 2012. № 1. С. 64–74.
18. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Конструирование содержания педагогического образования на основе профессиональных задач // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 110–114.
19. Степанова И.Ю., Никитенко Ю.А. Роль учителей-практиков в подготовке будущих педагогов // Детство, открытое миру: сб. матер. XII Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием, Омск, 22 марта 2022 г. Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2022. С. 280–281.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; М.: Просвещение, 2010. 159 с. (Стандарты второго поколения).
21. Шамова Т.И. Сущность и структура учения как специфической формы познавательной дея-тельности // Наука. Управление. Образование. РФ. 2021. № 2 (2). С. 15–28. DOI: 10.48621/NUO.2021.97.56.002
22. Adolf V.A., Kondratyuk A.I., Kondratyuk T.A. [et al.]. Professional training of Physical Education teachers in digital transformation of society. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19–21 May, 2021. Krasnoyarsk, Russia: ISO LONDON LIMITED – European Publisher, 2021. P. 1577–1585.
DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.176
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
I., K. (2022). ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ ЯДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 200-211. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-344