ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются условия использования инновационных социокультурных дискурсивных практик при реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования в соответствии с принципами интегративного подхода, обеспечивающего взаимодействие социокультурной составляющей с массмедийной и мультимедийной средой. Авторы статьи предлагают рекомендации по разработке модели и практической апробации интегративного курса, учитывающего отечественные и международные стандарты образования в сфере дискурсивных практик. В качестве примера взяты магистерские программы, реализующиеся на факультете иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева: «Современное лингвистическое образование» (очная форма обучения) и «Инновационные технологии в иноязычном образовании» (заочная форма обучения), направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Цель статьи – представление авторских рекомендаций по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающих формирование метапредметных профессиональных и межкультурных компетенций.
Методологию исследования составляют анализ действующих магистерских программ в сфере
иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию интегративного подхода к обучению в целом и инновационных социокультурных дискурсивных практик в частности; анализ и обобщение авторского опыта реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.
Результаты. Разработаны авторские рекомендации по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования, апробированные на практике в контексте вузовского образования.
Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что их использование на практике позволяет достичь осознания обучающимися социальной функции культурных явлений и сформировать метапредметные межкультурные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в ходе обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Литература
2. Бобыкина И.А. Инновационная стратегия развития современного высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 57–68. DOI: https://doi.org/13.10.7442/2071-9620-2016-1-57-67 .
3. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред Л.В. Куликовой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 182 с.
4. Долгополова А.Ф., Жукова В.А., Гавриленко Е.Н. Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза // Современное образование. 2018. № 4. С. 150–159. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.4.27480.
5. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4 (19). С. 75–79. DOI: https://doi.org/10.12737/17878.
6. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Коммуникативная самоэффективность как важнейшее качество будущего специалиста // Theoretical & Applied Science. 2017. № 5 (49). С. 161–164. DOI: https://doi.org/10.15863/TAS.2017.05.49.24.
7. Исакова А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053 .
8. Иссерс О.С. Люди говорят… Дискурсивные практики нашего времени: монография. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. 344 с.
9. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12–24. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.1.28894 .
10. Кошкин А.П., Новиков А.В. Роль социальных представлений в мотивации студентов к получению дополнительного образования // Современное образование. 2017. № 4. С. 48–75. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.4.24483.
11. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. 343 с.
12. Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: метапредметное проектирование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 78–87. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-07 .
13. Мальцева А.А., Швец И.М., Веселова Т.А. Междисциплинарность как средство достижения результатов, способствующих становлению образования для устойчивого развития // Современное образование. 2018. № 4. С. 32– 44. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.4.27622.
14. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 45–64. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200505 .
15. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140–144.
16. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44–50.
17. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48–62. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.1.24354.
18. Полякова Е.И. Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 12–18. DOI: https://doi.org/10.7256/2306-434X.2015.1.14589.
19. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1–8. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.3.26892.
20. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. 44 (2). P. 133–148. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2017.1422590.
21. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, is. 4. P. 520–545. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239516670994 .
22. Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, is. 1–4. P. 360–375. DOI: https://doi.org/10.1080/00201747008601597 .
23. Heyneman S.P. Education design: theory, practice and policy // Asia Pacific Education Review. 2016. 17(3). P. 377–379. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-016-9452-7 .
24. Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, is. 6. P. 830–845. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210316656507 .
25. Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, is. 1. P. 107–124. DOI: https://doi.org/10.1080/14708477.2017.1401691.
26. Roga R., Lapina I., Müürseppc P. Internationalization of higher education: analysis of factors influencing foreign students» choice of higher education institution // Procedia – Social and behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925–930. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.506 .
27. Schalk-Trietchen А. Sicherheit gewinnen und (sich) verändern. Evaluation als Erfahrungsschatz für Professionalisierung nutzen // Zeitschrift Pädagogik, 2017. Vol. 05. P. 16–19. DOI: https://doi.org/10.3262/PAED1705016.
28. Volante l., Ritzen J. The European Union, education governance and international education surveys // Policy Futures in Education. 2016. 14 (7). P. 988–1004. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210316652009.
29. Wang R. New perspectives on translanguaging and education // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. 20 (1). Р. 69–83. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2018.1454043.
30. White R., Shin T.S. Integrative character education (ICE): grounding facilitated prosocial development in a humanistic perspective for a multicultural world // Multicultural Education Review. 2017. 9 (1). P. 44–74. DOI: https://doi.org/10.1080/2005615X.2016.1276670.
31. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, is. 3. P. 488–514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721.