МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается возможность моделирования квазипрофессиональной образовательной среды в сфере иноязычного образования (уровень магистратуры) через многоуровневую поэтапную интеграцию подготовки к профессиональной деятельности с использованием концепции PEP (Praxiserkundungsprojekte), призванной обеспечить дидактические требования современного высшего образования, предписывающего воспроизведение квазипрофессиональной деятельности в рамках образовательной организации. Потребность в обучающих, учебно-игровых программах и программах-тренажерах, подготавливающих обучающихся к профессиональной деятельности находится в противоречии с недостаточной разработкой условий их использования на практике.
Цель статьи – представить авторские рекомендации по моделированию квазипрофессиональной образовательной среды для реализации программ в сфере иноязычного образования уровня магистратуры.
Методология исследования основывается на анализе и обобщении результатов исследования квазипрофессиональной образовательной среды отечественных и зарубежных ученых и авторском опыте реализации магистерских программ.
Результаты. Разработаны авторские рекомендации по моделированию квазипрофессиональной образовательной среды, включающие тренинговые технологии (дидактические и ролевые игры; квазипрофессиональные ситуации; групповую работу в рамках РЕР-проекта), апробированные на практике.
Заключение. Результаты апробации рекомендаций свидетельствуют о том, что моделирование квазипрофессиональной образовательной среды с использованием концепции PEP (Praxiserkundungsprojekte) позволяет решить одну из основных проблем современного образования – сочетание теории и практики при профессиональной подготовке. Рассматри-ваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены при обучении магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Литература
2. Бреднева Н.А. Междисциплинарная интеграция в проектной деятельности студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147). С. 26–30.
3. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (170). С. 64–66.
4. Епанешников В.В. Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 76–80.
5. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4 (19). С. 75–79. DOI: 10.12737/17878
6. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Коммуникативная самоэффективность как важнейшее качество будущего специалиста // Theoretical & Applied Science. 2017. № 5 (49). С. 161–164. DOI: 10.15863/TAS.2017.05.49.24
7. Ким Д.В. Создание квазипрофессиональных криминалистических систем как основа формирования инновационного научно-образовательного пространства (на примере Барнаульского юридического института МВД России) // ГлаголЪ правосудия. 2018. № 3 (17). С. 29–32.
8. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12–24. DOI: 10.25136/2409- 8736.2019.1.28894
9. Кузеванова Е.В. Роль квазипрофессиональной деятельности в актуализации творческой самореализации бакалавров педвуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 148–152 .
10. Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: метапредметное проектирование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 78–87. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-07
11. Моисеева Ю.А. Подходы к моделированию квазипрофессиональной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 74–80. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10525
12. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140–144.
13. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44–50.
14. Передерий О.С. Специфика элементов квазипрофессиональной среды как условия подготовки курсантов к международному взаимодействию // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 281–288.
15. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48–62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354
16. Пушкарева Т.В. Квазипрофессиональная деятельность будущего социального педагога как основа интериоризации профессиональных знаний // Наука и бизнес: пути развития. Сер.: Педагогика и психология. 2011. № 6. С. 61–63.
17. Романов Р.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 302 с. DOI: 10.12737/17756
18. Старцева А.А. Квазипрофессиональная деятельность как способ формирования профессиональных компетенций студентов бакалавриата // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2015 г.): матер. междунар. науч. конф. 2015. С. 68–72.
19. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1–8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892
20. Фельде О.Л., Игна О.Н. Задачи квазипрофессиональной направленности в методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 10 (187). С. 155–159. DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-10-155-159
21. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. № 44 (2). P. 133–148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590
22. Kochetkov M.V., Chebotareva E.M. Creative and innovative educational paradigm and acmeological approach to the development of a student as a subject of professional activity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. № 10 (2). P. 177–188. DOI: 10.17516/1997-1370-0018
23. Rose K.L. Taking control: Self-directed professional development and teacher agency // Teacher Learning and Professional Development. 2020. Vol. 5, № 1. P. 62–78.
24. Schalk-Trietchen А. Sicherheit gewinnen und (sich) verändern. Evaluation als Erfahrungsschatz für Professionalisierung nutzen // Zeitschrift Pädagogik, 2017. Vol. 05. P. 16–19. DOI: 10.3262/PAED1705016
25. Whitley R. Universities as strategic actors: Limitations and variations. In: The University in the Market / еds. L. Engwall, D. Weaire. London: Portland Press, 2008. P. 23–37.
26. Zajda J., Rust V. Research in globalisation and higher education reforms. Globalisation and higher education reforms // Globalisation Comparative Education and Policy Research. 2016. Vol. 15. P. 179–187. DOI: 10.1007/978-3-319-28191-9_12