ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: высшее образование, современная образовательная среда, интерактивные технологии обучения, форсайт-технологии, магистерская программа, иноязычное образование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается возможность модернизации магистерских программ в сфере иноязычного образования через использование форсайт-технологий, основанных на систематизации экспертного знания и призванных не только сформировать стратегическое мышление, но и активизировать познавательную деятельность преподавателей и обучающихся. Потребность в освоении новых метапредметных технологий вызвана противоречием между признанием превалирования интерактивных методов обучения над традиционными и недостаточной разработкой алгоритма их использования на практике.

В качестве примера проектирования взяты магистерские программы, реализующиеся на факультете иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева: Современное лингвистическое образование (очная форма обучения) и Инновационные технологии в иноязычном образовании (заочная форма обучения), направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование.

Цель статьи – представление авторских рекомендаций по внедрению форсайт-технологий в процесс проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования, учитывающих требования новых федеральных государственных образовательных стандартов и направленных на формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся.

Методологию исследования составляют анализ действующих магистерских программ в сфере иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию предметно-языковых форсайт-технологий; анализ и обобщение авторского опыта проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.

Результаты. Разработаны авторские рекомендации по внедрению форсайт-технологий в магистерские программы в сфере иноязычного образования, апробированные в образовательной практике.

Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что использование форсайт-технологий при проектировании и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования содействует формированию стратегического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в процессе обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).

Литература

1. Бобыкина И.А. Инновационная стратегия развития современного высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1 (31). С. 57–68. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-57-67
2. Варганова Г.В., Мутьев В.А. Форсайт-технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 160–166.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016.
№ 11 (59). С. 387–399.
4. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4 (19). С. 75–79. DOI: 10.12737/17878
5. Каюмова Л.Р., Закирова В.Г., Власова В.К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 2 (февраль). С. 67–77.
URL: http://e-koncept.ru/2019/191014.htm
(дата обращения 12.02.2020).
DOI 10.24411/ 2304-120X-2019-11014
6. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12–24. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.28894
7. Книтель М.В., Ларионов П.А. Использование технологии «форсайт» в процессе обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-forsayt-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 12.02.2020).
8. Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: метапредметное проектирование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 78–87. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-07
9. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Проектирование стратегических решений в развитии образовательной программы средствами применения форсайт-технологий // Государственный советник. 2018. № 4. С. 42–45.
10. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140–144.
11. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44–50.
12. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48–62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354
13. Романов Р.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 302 с. DOI: 10.12737/17756
14. Савина Н.В. Форсайт-технология в процессе обучения студентов вуза // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 3 (7). С. 79–81.
15. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1–8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892
16. Якубовская Т.В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2. С. 45–55. DOI: 10.15826 / umpa. 2018.02.015
17. Cagnin C., Keenan M., Johnston R., Scapolo F., Barré R. Future-Oriented Technology Analysis: Strategic Intelligence for an Innovative Economy. Berlin; Heidelberg: Springer Science & Business Media, 2008. 170 p.
18. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y.,
Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. № 44 (2). P. 133–148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590
19. Hietanen O., Lefutso D., Marais M., Munga N.,
Taute B., Nyewe M., Semwayo T.D. How to Create National Foresight Culture and Capacity: Case Study South Africa, Ekonomiaz, 2011. № 76. Р. 144–185.
20. Kayumova L.R., Zakirova V.G., Kong Yangtao. Simulation Technologies in Preparing Teachers to Deal with Risks // Eurasia journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017. № 13 (8). P. 4753–4763.
21. Kononiuk A., Sacio-Szymanska A., Gaspar J.
How do companies envisage the future? Functional foresight approaches // Engineering Management in Production and Services. 2017. Vol. 9, № 4. P. 21–33.
22. Martirosyan N.M., Bustamante R., Saxon D.P. Аcademic and Social Support Services for international Students // Journal of international Students. 2019. Vol. 9, № 1. P. 172–191. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.275
23. Whitley R. Universities as strategic actors: Limitations and variations // The University in the Market / eds. L. Engwall, D. Weaire. London: Portland Press, 2008. P. 23–37.
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., M., P., S., & V., L. (2020). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 64-71. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-184

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)