РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Проблема и цель. Интеракционная модель межкультурной коммуникации подразумевает осуществление коммуникантами контактов в сфере межкультурного общения, проблема формирования и развития которых остается малоизученной как в отечественной, так и в зарубежной методической теории и практике. Авторы статьи предлагают свою дефиницию научного понятия «языковые и культурные контакты»: интеракцион-ное коммуникативное взаимодействие субъектов с учетом социально-культурных условий ситуации, обеспечивающее взаимопонимание и, как следствие, согласованность действий контактирующих лиц на языковом (речевом) и этнокультурном уровнях. В статье рассматриваются структурообразующие компоненты и дескрипторы данного понятия.
Цель статьи – раскрыть выведенное авторами понятие «языковые и культурные контакты» через определение его структурообразующих компонентов в процессе компаративного междисциплинарного анализа и представить описание тренинга по развитию навыков конструктивного межкультурного общения будущего учителя иностранного языка.
Методологию исследования составляют концепция обучения применению контакта как средства преодоления коммуникативных деструкций при построении конструктивного межкультурного общения (Г.Н. Тигунцева, О.А. Билан, Н.П. Копцева, М.Г. Смолина, К.В. Резникова, В.А. Разумовская, S. Winkler); теоретико-методологические основы организации обучения иностранному языку с преимущественным использованием прагматических аспектов (А.А. Беляева, И.В. Беляева, А.Ф. Долгополова, В.А. Жукова, Е.Н. Гавриленко, A. Cooke); практико-ориентированные технологии реализации коммуникативных стратегий и практик, в том числе реализующие процесс конструктивного межкультурного общения (Е.А. Бароненко, Т.Л. Горностай, Е.Ю. Кислякова, J. Hoffmann, C. Földes).
Результаты. Междисциплинарный сравнительно-сопоставительный анализ понятийного поля «контакт» позволил вывести авторское определение понятия «языковые и культурные контакты» применительно к контексту подготовки будущего учителя иностранного языка. Тренинг по развитию навыков конструктивного межкультурного общения будущего учителя иностранного языка, разработанный авторами исследования, включает подготовительно-речевой, проблемно-практический, подготовительно-аналитический и творческий этапы; апробация тренинга демонстрирует его эффективность.
Заключение. Применение межкультурного тренинга по развитию навыков конструктивного общения позволяет формировать способности обучающегося к языковым и культурным контактам, что доказано в ходе работы с текстами лингвокультурного дискурса при поэтапной реализации тренинга на практических занятиях по немецкому языку в вузе.
Литература
2. Бароненко Е.А., Райхсвик Ю.А., Скоробренко И.А. Опыт организации межкультурного тренинга в образовательном пространстве вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гумани-тарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 20–39. DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.94.002
3. Беляев А.А., Беляева И.В. Прагматические аспекты языка в обучении иностранному языку // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2021. № 1–2. С. 17–22. DOI: 10.37882 /2233-2982.2021.01-2.04
4. Билан О.А., Зайцева Е.В., Гурьянова Т.Ю. К вопросу о конструктивном общении в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79 (1). С. 55–57.
5. Горностай Т.Л. Введение в педагогическую профессию: учеб.-метод. пособие / Мин-во образования Республики Беларусь, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2021. 170 с.
6. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 124 с.
7. Долгополова А.Ф., Жукова В.А., Гавриленко Е.Н. Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза // Современное образование. 2018. № 4. С. 150–159. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27480
8. Кислякова Е.Ю. Реализация категории инакости в коммуникативных стратегиях и тактиках // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Лингвистика. 2018. № 1. С. 8–17. DOI: 10.18384/2310-712X-2018-1-8-17
9. Копцева Н.П., Смолина М.Г., Резникова К.В., Разумовская В.А. Анализ современных образовательных технологий формирования национально-культурных идентичностей студентов через представление о множественности эстетических картин мира // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 4. С. 247–259. DOI: 10.15293/2658-6762.1904.15
10. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению: учеб. пособие. Красноярск: СФУ, 2011. 268 с.
11. Михеева С.В. Препятствия на пути конструктивного общения и способы их преодоления // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 35–37.
12. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
13. Тигунцева Г.Н. Генезис психологического знания о феномене установления контакта и его использования в преодолении коммуникативных деструкций // Вестник ИрГТУ. 2014. № 12 (95). С. 362–369.
14. Чам М.Ф., Минакова Л.Ю. Межкультурный коммуникативный тренинг и его роль в формировании межкультурной компетенции обучающихся иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 208–219. DOI: 10.17223/15617793/476/23
15. Янова М.Г., Вершкова Н.Д. Модель формирования готовности будущего бакалавра – лингвиста-переводчика к профессиональной деятельности в предметной сфере // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 4 (50). С. 107–114. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-50-4-167
16. Cafe Sacher Wien. URL: https://www.sacher.com/de/restaurants/cafe-sacher-wien (дата обращения: 01.09.2023).
17. Cooke А. Belief and knowledge construction among modern foreign language teacher trainees // The Language Learning Journal. 2019. Nо. 49 (6). P. 725–739. DOI: 10.1080/09571736.2019.1666909
18. Erl A., Gymnich M. Interkulturelle Kompetenzen. Stuttgart: Klett Learntrainig Verlag, 2015. 180 p.
19. Esterhazy. Kulinarik. URL: https://www.geschichtewiki.wien.gv.at/Esterházy_(Kulinarik) (дата обращения: 01.09.2023).
20. Földes C. Das Beziehungsgeflecht zwischen Sprache und Kultur. Forschungsrückblick, Zugänge und Beschreibungstendenzen // Glottotheory. International Journal of Theoretical Linguistics. 2021. Nо. 12 (1). S. 9–46.
21. Hoffmann J., Mastellotto L. Erzählen in mehrsprachigen und interkulturellen Kontexten. Eine Einführung // Zeitschrift für Interkulturellen Fremdsprachenunterricht. 2023. Nо. 28 (1). S. 1–17.
22. Josephbrot. URL: https://gf-d.ru/partners/josephbrot.html (дата обращения: 01.09.2023).
23. Marillenpalatschinken. URL: https://www.genussfreak.de/marillenpalatschinken (дата обращения: 01.09.2023).
24. Nazarkiewicz K. Kulturreflexivität statt Interkulturalität? // Intercultural Journal. 2016. Vol. 15, No. 26. P. 23–31.
25. Nuissl E., Przybylska E. Kultur aneignen. Vom Erlernen kultureller Identität. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2017. 244 p.
26. Sursock A. European higher education: Looking back, looking forward // International Higher Education. 2021. Vol. 107. P. 24–25. DOI: https://doi.org/10.36197/IHE.2021.107.11
27. Wiener Kaffeespezialitäten. URL: https://www.timetravel-vienna.at/die-wiener-kaffeespezialitaeten/ (дата обращения: 01.09.2023).
28. Winkler S. Sprache fängt im Kopf an. Eine psycholinguistische Perspektive des Faches Deutsch // Y. Danilovich & G. Putjata (Hgg.): Sprachliche Vielfalt im Unterricht. Fachdidaktische Perspektiven auf Lehre und Forschung im DaZ-Modul. Wiesbaden: Springer, 2019. S. 33–46.