СЛОВО-ФРАЗА КАК ЦЕЛЬНООФОРМЛЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСОДЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье анализируется слово-фраза как цельнооформленный элемент просодемного пространства испанского языка с точки зрения системного видения. Суть изложения экспериментальных результатов заключается в обосновании структурной и функциональной целостности вышеупомянутого пространства через слово-фразу, представляющую оппозицию по цели высказывания посредством ударения. Благодаря представленным характеристикам, проявляющимся в слове-фразе, просодемное пространство функционирует как единый системный организм.
Проблема и цель. Описывается применение некоторых положений системного подхода к анализу просодической составляющей слова-фразы (на материале испанского языка). Системность рассматривается как основополагающий принцип исследования в обще-
теоретическом плане, а также конкретизируется в предлагаемых авторами методах и приемах, основанных на комплексной обработке просодической информации при помощи компьютерных программ.
Методология исследования базируется на принципе проведения фонетического эксперимента на материале кастильского варианта испанского языка. Также были привлечены сравнительный метод, метод системного анализа и метод математико-статистической интерпретации полученных данных.
Результаты. Благодаря системному анализу слова-фразы, обозначенной как минимальная просодема, просодемное пространство испанского языка характеризуется как языковой, вещественно-информационный организм с управляющей матрицей, функционирующий в определенной среде, характеризующийся движением, самовоспроизведением и проходящий через необходимые стадии в изменении всех свойств системы. Его объектами являются процессы, потоки изменений, демонстрирующие все происходящие внутри явления, и могут быть определены как органически корреляционные. Полученные данные могут быть применены в области фонологии, интонологии, практической фонетики испанского языка, а также других языков.
Заключение. Анализ проведенного фонетического эксперимента, а также лингвистическая интерпретация полученных данных позволили представить особенности функционирования просодемного пространства и реализации просодической детерминанты. В свою очередь, его структура выражена через систему просодем, объединенных ядерными, универсальными и базисными связями, через универсальные связи, проходящие стадию протяженности и подчиняющиеся закону движения во времени, через базисные связи, являющиеся дифференциальным признаком.
Литература
2. Гордина М.В. История фонетических исследований (От античности до возникновения фонологической теории). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 538 с.
3. Жорж Т.К. Испаноязычное стихосложение: сложности рецепции для русскоязычного студента // Преподаватель ХХI век. МПГУ. 2017. № 2, ч. 1,. С. 332–338.
4. Заика Н.М. Наложение просодических составляющих в старосулетинском диалекте баскского языка // Вопросы языкознания. 2017. № 02. С. 96–108. DOI: https://doi.org/10.31857/S0373658X0000972-8.
5. Кодзасов С.В. Исследования в области русской просодии. М.: Языки славянских культур, 2009. 496 с. (Studia philologica).
6. Николаева Т.М. Лингвистика. Избранное. М.: Языки славянской культуры, 2013. 624 с.
7. Новикова М.Г. История и сущность слова // Вестник МГОУ. Сер.: Лингвистика. 2010 № 6. С. 23–27 / Российская академия правосудия. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33655248.
8. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. М.: Языки славянской культуры, 2006. 496 с. (Studia Philologica).
9. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: Синтег, 2000. 528 с.
10. Пронина М.К. Об истории испанской интонологии. Stephanos. МГУ им. М.В. Ломоносова. 2016. № 3 (17). С. 243–251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26113549.
11. Стехина М.В. Закон части и целого в просодемном пространстве испанского языка // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: межвуз. сб. науч. тр. Тверь, 2010. Вып. 11. С. 108–112.
12. Стехина М.В., Горбова Н.В. Структурно-системная организация просодемного пространства языка: теоретические и экспериментальные выкладки // Научная мысль Кавказа / Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ. 2018. № 3. С. 79–85. DOI: https://doi.org/10.18522/2072-0181-2018-95-3-79-85.
13. Сюй Лайди. О словесном ударении и речевом ударении // Преподаватель ХХI век. МПГУ. 2014. № 4, ч. 1. С. 361–367.
14. Хромов С.С. Универсальные, типологические и национально-специфические характеристики русской интонации: лингводидактический аспект. Международный конгресс преподавателей русского языка (Москва, филол. фак-т МГУ, 13–16 марта 2001 г.): труды и материалы. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 246–247.
15. Arvaniti А. The autosegmental metrical model of intonational phonology. Prosodic Theory and Practice. The MIT Press. 45 р. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.3737.0728 .
16. Ortiz-Lira H. La acentuación contextual en español. Onomazein. Revista de lingüística, filología y traducción. 2000. 5. P. 11–41.
17. Quilis A. Principios de fonología y fonética españolas. 10a ed. Madrid, 2010. 96 p. Arco / libros, S.L.Soto-Almela J., Alcaraz-Mármol J. Comparing the portrayal of immigration in two Spanish newspapers: a semantic prosody analysis. Onomazein. Revista de lingüística, filología y traducción. 2017. 38. P. 147–168. DOI: https://doi.org/10.7764/onomazein.38.03 .
18. Thorson J.C. The role of prosody in early word learning. Pablished in “The development of prosody in first language acquisition” / еd. by P. Prieto and N. Esteve-Gibert. 2018. P. 59–77. DOI: https://doi.org/10.1075/tilar.23.04tho.