ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Проблема и цель. В статье выявляется и анализируется проблема эффективности применения игровых технологий в обучении иностранному языку с целью формирования элементов развития личности студентов вуза, значимых для их профессиональной само-реализации в вузе. Цель статьи заключается в эмпирическом доказательстве влияния игровых технологий на рост элементов личностного развития, значимых для профессиональной самореализации студентов.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта обучения иностранным языкам студентов различных направлений подготовки с помощью внедрения в учебный процесс игровых технологий, а также описание экспериментальной работы, включающей формирующий эксперимент.
Результаты. По результатам проведенного исследования установлена ведущая роль ценностно-смысловых, мотивационно-необходимых и функцио-нально-регуляторных компонентов профессиональной самореализации и определена иерархия индивидуальных свойств личностной субъективности студента. Доказано, что структура и содержание критериев когнитивной, необходимой мотивационной и практической деятельности, установленных в ходе исследования, доминируют в процессе самосовершенствования студента и изменяют целостность профессиональной самореализации как процесса, характеризующегося особенностями проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративная личностная формация, представленная структурой свойств личностной субъективности, а также ориентированная на реализацию стратегической цели – профессиональной самореализации.
Заключение. Проведенный трехгодичный эксперимент подтвердил предположение о том, что для развития личностных качеств и характеристик, таких как профессиональная самореализация, необходима реализация педагогических условий с помощью игровых технологий непрерывного (интегративного) обучения. Игровой метод обучения для создания и реализации педагогических условий всех типов должен быть спроектирован как модель, включающая все образовательные компоненты в культурную образовательную среду для стимулирования профессиональной самореализации студентов. При этом в процессе реализации педагогических условий с помощью игровых технологий необходимо учитывать самоорганизующиеся процессы, вынуждающие и студентов, и преподавателей выходить за рамки одной дисциплины.
Поскольку изучаемая проблема является сложной, необходимо продолжить работу по обеспечению междисциплинарности для расширения исследовательских горизонтов.
Литература
2. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник КГУ. 2007. № 3. С. 20–26.
3. Вагапова А.Р. Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2. С. 146–151.
4. Голубь О.В. Профессиональное самоопределение как этап социализации личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 3–2. С. 417–421.
5. Григоренко Д.Л. Самоопределение личности как междисциплинарная проблема // ЧиО. 2008. № 2. С. 89–94.
6. Добрыдина Т.И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку // Вестник ТГПУ. 2010. № 1 (91). С. 32–35.
7. Дружилов С.А. Профессионалы и профес-сионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование: Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. № 5. С. 46–56.
8. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского ГПИ. 2013. № 2 (18). С. 51–56.
9. Завьялова М.С. Самореализация личности в условиях организации обучения иностранному языку // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 76–81.
10. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Технология тьюторского сопровождения учебно-профес-сиональной самореализации студентов вуза // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (131). С. 160–167.
11. Ковалева А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 48–62. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2017.3.4.
12. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 163 с.
13. Маренцева Е.С. Содержание педагогической поддержки самореализации студентов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 2. С. 366–367.
14. Нигматуллина Г.Р. Professionally oriented foreign language teaching to the ESP students // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 203–205.
15. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестник ТГПУ. 2012. № 11 (126). С. 120–124.
16. Пиралова О.Ф. Факторы самореализации при профессиональной подготовке студентов транспортных вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5. С. 143–144.
17. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г. Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции // КПЖ. 2008. № 8. С. 77–84.
18. Тройникова Е.В. Современные ориентиры развития языкового поликультурного образования: уровень образовательных технологий // Вестник Ижевского ГТУ. 2010. № 3. С. 180–183.
19. Шутенко Е.Н., Акулова Е.П. Предпосылки и мотивационно-отношенческие показатели самореализации студентов в вузовской подготовке // СИСП. 2015. № 10 (54). С. 149–162. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-15.
20. Dmitrienko N.A. Formation of students’ professional self-actualization // Journal of Social Studies Education Research. 2017. No. 8. Р. 161–177. DOI: https://doi.org/10.17499/jsser.04670.